Опубликован 21.01.2010 00:00 Портрет учителя должен быть ярче, чем портрет самого лучшего ученика
В Санкт-Петербурге в Колонном зале РГПУ имени А.И. Герцена педагогическая общественность из всех регионов страны собралась на «Педагогическую ассамблею», на которой был дан старт Года Учителя в России. Открыл Год Учителя глава государства Дмитрий Медведев. Ректор РГПУ им А.И.Герцена Геннадий Бордовский в своем выступлении на ассамблее отметил, что «главная задача школы - способствовать личностному росту учеников». Но это невозможно без роста самого учителя, «портрет которого должен быть ярче, чем портрет самого лучшего ученика». Касаясь подготовки специалистов, Геннадий Бордовский уточнил, что «из школы должны выходить не молодые старички, а люди, понимающие всю широту жизни». Геннадий Бордовский предложил создавать федеральные сетевые университеты, которые будут способствовать интеграции усилий по повышению квалификации преподавательских кадров. Он также предложил свой лозунг начавшегося Года – «От Года Учителя к Веку образования». Напомним, XXI век был объявлен ЮНЕСКО «веком образования» Учитель математики школы №5 Магнитогорска Челябинской области, победительница конкурса «Учитель года России-2009» Наталия Никифорова затронула целый ряд важных проблем современного учительства. Прежде всего, по ее мнению, в России необходима федеральная программа обеспечения жильем учителей, которые приходят работать в школу. Также преподаватель уверена, «что работа учителя должна быть творческой, а урок - уроком общения, надо учиться говорить, вести диалоги. Можно также делегировать ряд полномочий самим ребятам для контролирования учебного процесса». Она убеждена в необходимости пользоваться достижениями научно-технического прогресса. «Неправильно, когда интерактивные доски используются только для показа слайдов», - отметила она. Касаясь работы педагогов, она подчеркнула, что основной упор необходимо сделать «на оказание помощи ученикам в умении учиться принимать решения, а также прививать навыки общения, а не замыкаться на запоминании информации». Кроме того, Наталия Никифорова считает, что в России можно организовать стажировки учителей в лучших инновационных школах других регионов. Учитель истории гимназии №157 Санкт-Петербурга Игорь Персианов отметил, что «ученику достаточно легко нанести психологическую травму, подростки ранимы, педагоги должны лучше их знать, знать молодежную субкультуру, чтобы находить общий язык с подростками». Он также считает, что государство должно субсидировать СМИ, которые будут работать над созданием положительного образа учителя: «Думаю, это должен быть государственный заказ». Размышляя о деятельности учителя, он выразил уверенность, что для лучшего понимания друг друга «учитель должен быть интересен школьнику». Председатель совета лицея № 18 города Калининграда Вячеслав Еремеев видит повышение качества образования в школах во внедрении идеи «Дети должны получать образование не только с учетом опыта прошлого, но и иметь навыки жить в будущем». На примере своей школы он рассказал об активной роли родительского совета школы, который активно поддерживает преподавательский состав. Он также предложил внести изменения в Федеральный закон № 94, где недостаточного четко, на взгляд родителя, прописаны нормы государственного заказа на обеспечения школы. Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий предложил восстановить систему переподготовки учителей, в частности, систему летних школ. В качестве реализации этой идеи – организацию подобных курсов в МГУ в летние месяцы. Также он предложил организовать съезды учителей-предметников. Ректор отметил роль олимпиад в поисках талантливых учеников: «Это вопрос стратегический, так как нашей стране нужны специалисты, способные держать экономику на самом высоком уровне». Многие идеи, высказанные на пленарном заседании ассамблеи, поддержал Министр образования и науки России Андрей Фурсенко. Он подчеркнул, что для учителя нужно создавать максимально комфортные условия, что «заработная плата учителя должна быть не ниже, чем в экономическом секторе региона». Министр отметил, что надеется на поддержку ректоров, чтобы создавать в ведущих вузах курсы повышения квалификации учителей. «Это мощный стимул для учителей учиться, а для их учеников – выбрать эти вузы для поступления. Вузы должны идти в школы», - отметил Министр и подчеркнул, что через 3-4 года число студентов в российских вузах уменьшится примерно вдвое, что связано с демографическими проблемами. «Надо, чтобы ученики шли в лучшие вузы и чтобы в этих вузах обязательно учили учителей». А возвращаясь к теме заработной платы учителей, Фурсенко подчеркнул, что «хорошие преподаватели должны получать больше, а плохим не место в школе». Говоря о ЕГЭ, Андрей Фурсенко отметил, что ЕГЭ нуждается в изменениях, но «базовые вещи должны остаться, и никто это не ставит под сомнение». Министр отметил и роль возрождения олимпиад, которые позволяют выявить талантливых детей и в определенной степени играют роль профильного экзамена. Дополнительные возможности школьникам проявить себя даст и введение системы портфолио, над которой сейчас идет работа. «Создание портфолио даст дополнительные возможности ребятам еще с самого начала обучения в школе проявить себя и впоследствии подготовиться к поступлению в вуз», - отметил Андрей Фурсенко и подчеркнул, что «не надо подменять систему образования подготовкой к ЕГЭ, баланс необходимо перенести на процесс образования – интересный и цельный сам по себе». Андрей Фурсенко отметил, что Президент России Дмитрий Медведев, выступая на открытии Года Учителя, задал тон сегодняшнего разговора. Но с точки зрения исполнения президентских поручений, прежде всего по инициативе «Наша новая школа», необходимо находиться в постоянной дискуссии о том, что происходит в системе образования. Министр уверен: все, что связано со школой, вызывает большой интерес у общества, поэтому этот разговор должен быть заинтересованным, взвешенным и серьезным, без эпатажа.
Ньюсмейкер: Пресс-центр Года учителя
|
|
|