Опубликован 10.05.2017 10:22 Исследования КФУ по изучению динамики познавательных состояний помогут "захотеть" учиться
Исследовательская группа кафедры общей психологии ИПО КФУ начала разработку грантового исследования по изучению динамики познавательных состояний человека и её влияния на процесс обучения. Как рассказал руководитель исследования, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Марк Юсупов, этот проект является продолжением начавшейся ещё в 2010 году серии исследований познавательных состояний под руководством заведующего кафедрой общей психологии ИПО КФУ, профессора Александра Прохорова. «Тематика познавательных состояний – это достаточно плохо изученная на данный момент область психологии состояний, в отличие от эмоциональных состояний, например. Но область очень интересная для практического использования её результатов. К познавательным состояниям мы относим, например, такие, как состояние заинтересованности, сосредоточенности, размышления и многие другие. Они очень сильно влияют на жизнь учащихся, студентов и тех, кто целенаправленно настроен на получение знаний, что эти состояния просто необходимо тщательно изучить во всём их комплексе. Нельзя отрицать, что в процессе обучения полноценно и одновременно представлены и эмоциональные, и функциональные, и познавательные, и мотивационные состояния. Одной из задач нашего исследования было установление взаимосвязей в динамике перетекания одного состояния в другое. Здесь, в первую очередь, надо говорить об условиях возникновения продуктивных познавательных состояний, о том, какие состояния им предшествуют обычно, о том, что провоцирует их возникновение и поддержание», – подчёркивает Марк Юсупов. И действительно, достаточно много факторов влияют на возникновение, по сути, любого состояния. Для возникновения одного и того же состояния у каждого отдельного человека требуется, зачастую, совершенно индивидуализированный набор составляющих. Марк Юсупов рассказал, что достаточно долгое время в психологии бытовало мнение о возможности описать причины и возникавшее когда-либо состояние у человека в двух словах без вдумчивого анализа всех его составляющих. Проведя серьёзную научную работу, включавшую, в том числе, несколько пилотных исследований по проверке гипотезы закономерностей динамики и многофакторности возникновения состояний, Марк Юсупов сделал вывод о необходимости рассмотрения всего массива состояний человека в непосредственной их динамике, т.е. в непрерывном процессе смены психических состояний. Целью ученого стало установление возможных закономерностей их смены. В его научной работе упор делается именно на познавательные состояния. Необходимо описание и объяснение всей динамической картины состояний человека в его познавательной активности (учебной деятельности). Практическое значение этого исследования, как можно догадаться из вышесказанного, заключается в том, что зная закономерности возникновения и поддержания познавательных состояний и теми или иными способами стимулируя их длительную активность, можно было бы повысить заинтересованность в получении образования и знаний в целом, улучшить, соответственно, и качество получаемого образования, сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению, и много других жизненно-важных навыков. Ведь речь здесь может идти не только об учёбе. Как подчёркивают члены исследовательской группы кафедры общей психологии ИПО КФУ, занимающиеся разработкой этого гранта, речь идёт об исследовании познавательных состояний в процессе решения творческих задач с высоким уровнем неопределённости, где достаточно сложно сформировать на длительное время активное познавательное состояние. Само исследование проводится в школах, институтах, университетах, колледжах города Казани. Выборка состоит из нескольких тысяч человек. При проведении исследования в первую очередь учитывались личностные особенности каждого участника исследования. Учёным КФУ уже удалось выделить несколько закономерностей проявления познавательной активности, а значит и пребывания в каких-либо познавательных состояниях. Так, обнаружилось, что люди с выраженной социальной активностью чаще находятся в познавательных состояниях и могут дольше их поддерживать. В поддержании познавательной активности важную роль играет также и направленность самой личности. Существует три типа направленности личности: направленность на результат, направленность на общение, направленность на развитие карьеры, самоутверждение и т.д. Познавательные состояния чаще возникают у людей с направленностью на результат, на дело. Иными словами, при изучении и описании всего комплекса состояний, переживаемых учащимися, приходится учитывать как внутренние, так и внешние определяющие факторы. Итогом работы станет полноценная научная публикация, выработанный список рекомендаций для методистов и дидактиков системы образования, а также возможность на основе полученных результатов сформировать адекватные программы для учителей и преподавателей вузов по формированию и стимулированию активных познавательных состояний у учащихся всех возрастов и направлений познания. С нетерпением ждём результатов работы учёных Института психологии и образования КФУ.
Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет Сайт: teacher21.kpfu.ru
|
|
|