Современная жизнь требует психологической готовности к изменениям и стрессоустойчивости. Одним из компонентов толерантности к стрессу является навыки снимать напряжение и расслабляться. Однако мало кому из родителей приходит в голову мысль, что этому тоже нужно учить ребенка. Умение снимать напряжение – основа профилактики негативных последствий стресса и девиантного поведения.
Воспитание ребенка чаще всего связывают с теми функциями, которые требуют определенного напряжения в процессе обучения и подготовки к профессиональной деятельности и волевого усилия: получение знаний, выработка умений и навыков. И это действительно важно для социализации ребенка. А вот задумывались ли вы как родитель, что ребенка нужно научить отдыхать и расслабляться? Попробуем в это разобраться.
Жизнь современного человека полна постоянных изменений. Эксперты в области профессиональной подготовки говорят, что сегодняшние дети должны обучаться с таким прицелом, что в течение жизни им придется менять профессию несколько раз. Это обозначает, что важно формировать у ребенка психологические механизмы адаптации к изменяющимся условиям. В этот список можно внести такие качества как креативность, восприимчивость нового, настойчивость, толерантность к неопределенности и устойчивость к стрессу… В рамках интересующего нас вопроса остановимся на последнем. Итак, стресс – это адаптационный механизм организма в виде специфической реакции на новизну. Как это работает?
Рассмотрим этот механизм предельно коротко и схематично. Ганс Селье в 1936 году опубликовал работу, где высказал гипотезу о наличии общего адаптационного синдрома и выделил три стадии: реакция тревоги, стадия сопротивляемости и стадия истощения. Стадия тревоги отличается тем, что в этот момент в организме по команде головного мозга, который реагирует на изменения, получив информацию от анализаторов (зрение, слух, тактильные ощущения…), наша гормональная система «подстёгивает» всё обменные процессы в организме, чтобы «мобилизоваться» на восприятие новизны (неважно, положительные это факты или отрицательные). Что происходит в организме? Под действием гормонов усиливается сердцебиение, дыхание, кровь быстрее разносит кислород и питательные вещества по организму и итогом (грубо обобщая) возникает напряжение в мышцах, чтобы человек смог отреагировать на ситуацию как в первобытные времена: 1) вступить в борьбу; 2) убежать; 3) замереть. На второй стадии (стадии сопротивляемости) наступает адаптация и организм привыкает работать на «повышенных оборотах». И вот здесь важно расслабление! Если напряжение не проходит и наступает предел мобилизационных сил организма, то начинается третья стадия - стадия истощения, которая грозит различными негативными реакциями организма на стресс: нервно-психическими заболеваниями или соматическими заболеваниями (когда тело реагирует на стресс).
Как же снимать напряжение? Самый простой и эффективный способ как раз через тело и различные виды физической активности, ведь это всегда напряжение и расслабление мышц: плавание, тренажеры, йога, танцы. А если это ещё и командные виды спорта, то это коммуникация, социальная поддержка. Недаром существуют такие виды психотерапии как телесно ориентированная, танцевальная терапия, восточные практики, где так много внимания уделяется дыханию и физическим упражнениям.
Подумайте, как много вы сделаете для ребенка, если просто поможете ему полюбить плавание, волейбол или езду на велосипеде. Ведь во взрослой жизни в стрессовой ситуации, скорее всего, он не потянется за «релаксационной рюмкой», а пойдет в спортзал и во время тренировки обогащенный кислородом мозг поможет ему найти конструктивное решение.
Другой очень важный способ – это созерцание. Научить ребенка получать удовольствие от созерцания природы, архитектуры, предметов искусства – это так важно и совсем не трудно. По пути домой, или наоборот в садик или в школу, обратить внимание на красоту ветвей деревьев, или лучей солнца, освещающих парк, архитектуру города или деревни. Ведь это не требует больших усилий! И конечно посещение музеев, театров. А ещё можно научить ребенка самому творить: рисовать, лепить, мастерить и работать руками в удовольствие! Или, например, освоить искусство фотографии! Какой нужный навык в современном мире цифровых коммуникаций!
А сколько радости принесет дружба и уход за домашними животными или растениями!
Важно только не превратить удовольствие в новое напряжение: заставлять что-то делать против воли ребенка!
В любом учебнике по психологии семьи есть описание семейных функций, в которых заложен смысл семейных отношений для её членов, и объяснение, зачем люди объединяются в семьи (в малые группы). Одна из таких функций – рекреативная. Её смысл в том, что в семье человек восстанавливает физические и психические силы. Психологи также выделяют и семейные роли. Одна из таких ролей – организатор семейного досуга. То есть кто-то из членов семьи берёт на себя ответственность за организацию отдыха в семье: прогулок спортивных мероприятий, посещения театров или выставок, походов на рыбалку и путешествий. Особая роль принадлежит семейным традициям: проведение праздников, юбилеев и знаменательных для семьи событий. Большую помощь могли бы здесь оказать прародители: бабушки и дедушки!
А как вы отдыхаете и снимаете напряжение?
Автор: Шпагина Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета “Юридическая психология” ФГБОУ ВО МГППУ.