ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
Опубликован 27.04.2023 10:20
Главархив – о музыковеде, психологе, педагоге Екатерине Мальцевой

Альянс Медиа Центр. Главархив – о музыковеде, психологе, педагоге Екатерине Мальцевой

В 1991 году в Главархив поступили документы личного фонда музыковеда, психолога, педагога и доктора философии Берлинского университета Екатерины Мальцевой. Документы фонда ранее хранились в Центральном государственном архиве народного хозяйства (сейчас – Российский государственный архив экономики) и были переданы туда К.А. Дуленковой в 1964 году.

Среди материалов представлены научные работы Екатерины Мальцевой, посвященные проблемам оптики, акустики и различным аспектам музыкальной психологии, в частности ею изучался вопрос о механизмах формирования абсолютного музыкального слуха и его возможных взаимосвязях с акустическим звучанием музыки. Кроме того, в фонде представлены документы личного характера: свидетельство о рождении, свидетельство об окончании Санкт-Петербургского Николаевского сиротского института, афиши на латинском языке с объявлением о дате защиты диссертаций в Берлинском университете, а также фотографии и свидетельства к наградам. Особый интерес представляет также коллекция редких фотографии офицеров и солдат, принимавших участие в Первой мировой войне, собранные членами семьи, и письма раненых тех лет, которые получала родная сестра Мальцевой – Наталья, которая работала сестрой милосердия в госпитале и впоследствии стала врачом.

Екатерина Мальцева родилась 27 апреля 1883 года в Санкт-Петербурге, в семье священника. Ее отец Алексей Мальцев был потомственным дворянином, имел степень магистра богословия, служил инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии, написал несколько книг по педагогике «Основы педагогики», «Вопросы матерям о детях», «Нравственная философия утилитаризма» и даже успел побыть настоятелем храма при дирекции Императорских театров в этом городе. 

Мать Екатерины Мальцевой рано умерла, девочка осталась без ее попечения в шесть лет. Позже она окончила педагогические классы Санкт-Петербургского сиротского института имени императора Николая I в 1902 году. Дело в том, что в этом учебном заведении имели право учиться дети, которые остались сиротами, потеряли одного из родителей или не имели возможности оплатить учебу, так как воспитывались в семьях чиновников низшего ранга, младших офицеров. Также одним из возможных оснований для поступления в учебное заведение считалось наличие ученой степени у родителей потенциального ученика. Девушка закончила курс с серебряной медалью, получив звание домашней учительницы-наставницы. Затем она с сестрой переехала в Берлин в связи с тем, что их отец был переведен на службу в Министерство иностранных дел и стал настоятелем русской посольской церкви в Берлине.

В Берлине Екатерина Мальцева получила разностороннее образование: она училась в Штерновской консерватории по классу фортепиано под руководством Павла Луценко, а в июне 1912 года окончила философский факультет Берлинского университета, одновременно сдав выпускной экзамен по курсу истории музыки. 

В январе 1913 года Екатерина Мальцева защитила диссертацию по направлению музыкальная психология и получила степень доктора философии Берлинского университета. Во время учебы девушка ездила в командировки во Францию и Австрию, даже посетила философский конгресс в Инсбруке в 1908 году. В начале августа 1914 года в связи с началом Первой мировой войны Алексей Мальцев получил разрешение вернуться с дочерьми в Россию.

В Москве Екатерина Мальцева продолжила свои научные занятия. С 1915 года она работала инструктором в кабинете экспериментальной психологии при Московских высших женских курсах, которые 16 октября 1918 года были преобразованы во второй Московский государственный университет. Сдав экстерном экзамены по историко-филологическому курсу, девушка получила право преподавать на историко-филологическом факультете МГУ, параллельно Екатерина Мальцева продолжала изучать физиологию и психологию, даже успела поработать экспертом-психологом в Донской нервно-психологической клинике при МГУ, читала курс лекций по психологии в Московском педагогическом институте и была преподавателем-ассистентом на медицинском факультете МГУ.

В 1920 году Екатерина Мальцева была приглашена в физиолого-психологическое отделение Музыкального отдела (МУЗО) Наркомпроса и стала одним из учредителей Государственного института музыкальной науки (ГИМН). Институт был ликвидирован в декабре 1931 года. Осенью 1929 года  она начала читать лекции по музыкальной психологии в Московской консерватории. Там же она изучала такое явление, как цветной слух (второе название – музыкально-цветовая синестезия), при котором у человека проявляется способность ощущать звук определенной высоты и тональности в конкретном цвете. Впервые это явление начал изучать русский композитор Александр Скрябин, который полагал, что любому звуку соответствует цвет и природная стихия, которая его порождает, например, огонь. Интересно, что для своей музыкальной поэмы «Прометей» он составил также световую партитуру, то есть соединил между собой звук и цвет на стадии нотной записи, таким образом, это произведение должно было исполняться в сопровождении световой иллюминации, даря зрителю забытое ощущение причастности к мистериальному действу. 

Среди документов Мальцевой, представлен редкий материал — «Описание практической деятельности д. чл-на ГАИС Э.К. Розенова в области научно-практической работы на музыкальном фронте». Эмилий Розенов был однокурсником Александра Скрябина по консерватории, являлся членом ГИМН и также занимался теоретическими основами музыки, разрабатывал идею биомеханики фортепианной игры. После закрытия института работал в театральном музее Бахрушина, составляя описания и каталог коллекции музыкальных инструментов, которая представлена в фондах музея. 

Можно сказать, что отчасти в своих работах Екатерина Мальцева развивала идеи Скрябина и русских поэтов-символистов, правда, в 1940-е годы эти открытия были официально вычеркнуты из научного обихода. Тем не менее в 1948 году Екатерина Мальцева защитила кандидатскую диссертацию по педагогике. Магистральным сюжетом ее исследования был вопрос о психологических механизмах формирования музыкального слуха и их взаимосвязь с акустическими закономерностями музыкального звучания. В исследовании слуховых ощущений Мальцева работала с методикой «тонпсихологии», обобщая и критически оценивая достижения в этой области. Она также исследовала проблему границы допустимой расстройки музыкальных интервалов, то есть писала об акустических показателях интервала, в границах которых он воспринимается слухом как соответствующий норме чистой интонации. Пыталась теоретически обосновать существование зонной теории музыкального слуха.  Исследование было признано научным сообществом и получило положительные отзывы коллег. Так, лингвист и психолог Николай Жинкин писал: «<…> главный интерес и психологическая ценность работы состоит в <…> разработке очень убедительной методики объективного наблюдения за процессом внутреннего пропевания и, соответственно, в раскрытии возможностей для особенностей развития музыкальных представлений».

С 1948 года до выхода на пенсию в 1953 году Екатерина Мальцева занимала должность старшего научного сотрудника Института психологии Академии педагогических наук РСФСР. Умерла Екатерина Мальцева 20 марта 1964 года.



Главархив – о музыковеде, психологе, педагоге Екатерине Мальцевой Главархив – о музыковеде, психологе, педагоге Екатерине Мальцевой Главархив – о музыковеде, психологе, педагоге Екатерине Мальцевой Главархив – о музыковеде, психологе, педагоге Екатерине Мальцевой Главархив – о музыковеде, психологе, педагоге Екатерине Мальцевой Главархив – о музыковеде, психологе, педагоге Екатерине Мальцевой

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр
Сайт: www.mos.ru/news/item/122972073/
В блог / На сайтОтправить по e-mail
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100