Тьмы низких истин нам дороже... |
Если остановить на улице сотню случайных прохожих и задать им один и тот же вопрос - “Честный ли вы человек?” - то в ответах можно почти не сомневаться. Даже если доведется столкнуться с отъявленным плутом, который “зарабатывает” на жизнь мошенничеством и подлогом, то именно он с самым искренним выражением лица заявит, что кристально честен. Наверняка встретятся несколько неверных мужей и жен, которые обманывают свою дражайшую половину практически ежедневно, но они вряд ли поспешат в этом сознаться. Мужчина, припрятавший заначку от жены, школьник, утаивший от родителей двойку, недобросовестный должник, не отвечающий на телефонные звонки кредиторов, - все они, скорее всего, назовут себя людьми честными, хотя кое-кто и признается, что в несущественных мелочах немножко грешен. Найдется, наверное, и несколько особо совестливых людей, которые скрепя сердце признают, что честны не во всем. Таких на сотню опрошенных наберется от силы десяток. Но именно они, как это ни парадоксально, в данном случае проявят себя как честные люди, поскольку их ответы ближе всего к истине. А истина состоит в том, что безупречно честный человек - это идеальная абстракция. В реальной жизни такие примеры практически не встречаются в силу своей абсолютной нежизнеспособности. Ибо ложь, обман - один из важнейших механизмов регуляции человеческих отношений, и тот, кто его отвергает и совершенно им не владеет, рано или поздно оказывается на неуютной периферии человеческого сообщества.
Кому-то это суждение покажется безнравственной проповедью порока, ибо честность испокон века признана добродетелью, а ложь всеми расценивается как грех, подлежащий осуждению и искоренению. Однако тут, как и в случае с большинством моральных максим, мы сталкиваемся с неким нравственным идеалом, стремление к которому похвально и благородно, но достижение которого абсолютно нереально, более того - противоестественно. Ибо обман настолько органично вплетен в систему человеческих отношений, что полностью его исключить означало бы уподобиться велосипедисту со связанными за спиной руками: на большой скорости он в состоянии двигаться по прямой ровной дороге, но на пересеченной местности обязательно упадет.
Психологи из Геттингенского университета (Германия) с согласия нескольких десятков испытуемых с помощью миниатюрных звукозаписывающих устройств в течение нескольких суток фиксировали буквально каждое произнесенное ими слово. И пришли к неутешительному для моралистов выводу: среди десятков вполне симпатичных и благонравных людей не нашлось ни одного, кто в течение дня хоть раз не солгал бы. Да что там раз! Большинство испытуемых лгали раз по двадцать на дню, а иные грешили против истины до пятисот раз! При этом их самооценка нисколько не страдала, да и окружающие почти никого из них не оценивали как злостного лжеца, напротив - относились к ним как к обычным людям, довольно неплохим.
Пожалуй, по-настоящему серьезно и нетерпимо мы относимся к такой лжи, которая чревата для нас реальным ущербом - психологическим или материальным. Нас раздражает стремление людей нечестным путем приобрести то, чего они не заслуживают, - нашей любви, доверия, участия, денег в конце концов. Такую корыстную ложь мы единодушно осуждаем (даже отъявленные плуты сами не любят быть обмануты), и в этом безусловно правы. Увы, эта беда неискоренима. Слишком велик для человека соблазн легко и быстро получить то, что требует немалых усилий или вовсе недостижимо. Безукоризненная честность, воспетая в образах героев и праведников, в повседневной жизни практически не встречается (кому из нас не доводилось кривить душой, в том числе и небескорыстно?). Разумеется, подлинное самоуважение возможно лишь тогда, когда мы принципиально воздерживаемся от нечестного поведения, стремимся снискать жизненные блага добросовестным трудом и в справедливых отношениях с окружающими. Однако было бы наивно ожидать того же от каждого встречного. Сколько врунов всех мастей на протяжении нашей жизни морочили нам голову, заставляя потом дорого расплачиваться за доверчивость! И еще множество их встретится на нашем жизненном пути. Поэтому, терпимо относясь к безобидным, невинным уловкам, будем настороже перед лицом по-настоящему серьезного обмана. А для этого необходимо культивировать в себе психологическое чутье, позволяющее распознать нечестность.
Крупный специалист по выявлению лжи Пол Экман разработал целую систему опознавательных признаков, которые позволяют с большой долей вероятности уличить лжеца. Правда, он впоследствии признавал, что профессиональная искушенность не застраховала его самого от огорчений и разочарований даже в отношении со своими близкими. Однако его наблюдения, дополненные данными многих других психологов, в принципе могут оказаться небесполезны, если мы хотим выработать в себе психологическую проницательность.
Анализируя поведение лжеца, специалисты указывают, что ложное сообщение как правило преподносится в словесной форме, и именно об убедительности своего высказывания в первую очередь заботится говорящий. Но существует еще и так называемый бессловесный язык, которым почти никто произвольно не владеет, зато используют все - безотчетно и непосредственно. Именно в интонациях, едва уловимых жестах, нюансах мимики и позы проявляется подлинная суть сообщения, именно на этом уровне происходит своеобразная “утечка” (термин П. Экмана) достоверной информации. На какие же сигналы такого рода следует в первую очередь обращать внимание?
Когда человек лжет, он обычно волнуется. Пытаясь справиться со своим волнением, он неосознанно совершает беспорядочные, неоправданные движения.
Лгущий человек:
не может спокойно усидеть на одном месте;
теребит края своей одежды, стряхивает с нее пыль, снимает соринки (реальные или мнимые);
перебирает пальцами, потирает руки;
играет с какими-либо предметами;
не может сдержать появляющуюся дрожь в коленках;
стремится как бы спрятать свое тело, вывести его из вашего поля зрения (облокачивается на шкаф, при этом фактически прячась за ним, разваливается на стуле или в кресле, съезжая с него под стол, и т.п.);
покусывает губы или ногти;
интенсивно курит;
оттягивает воротник рубашки и энергично трет шею под ним;
покачивает ногой.
О неискренности человека могут свидетельствовать также и следующие признаки:
мимолетные изменения в выражении его лица;
рассогласование между словами и жестами (кивание головой при отрицательных ответах, покачивание головой при положительных ответах);
тело повернуто в сторону от собеседника;
голова опущена, втянут подбородок;
брови хмурятся или поднимаются;
совершаются различные движения ногами: шарканье, постукивание по полу, сгибание и разгибание коленей, закидывание ноги на ногу, нетерпеливое переминание с ноги на ногу;
руки держатся в области паха (бессознательная попытка защититься);
человек держится за какой-либо предмет (портфель, стул, дверцу автомобиля и т.п.) или облокачивается на него;
периодически поглаживается (похлопывается, массируется) какая-то часть тела (жест самоуспокоения);
улыбка появляется часто, не вовремя и надолго;
скрещиваются на груди руки и (или) ноги под стулом.
На лживость собеседника могут указывать и следующие особенности его речи.
Настоятельное убеждение в собственной искренности, при котором он чрезвычайно подчеркивает свою честность, неизменно настаивая на том, что говорит только правду (в случаях, когда вы никак не выражаете недоверия к его словам):
Клянусь здоровьем…
Честное слово, я не знаю…
Даю руку на отсечение…
Это так же верно, как то, что…
А это самый распространенный и очевидный словесный признак лжи!
Уклонение от обсуждения определенных тем, вопросов (когда они не затрагивают каких-либо неприятных для человека моментов):
Не могу вспомнить…
Я этого не говорил…
Я не хочу это обсуждать…
Не вижу здесь никакой связи…
Я не могу определенно ответить на этот вопрос…
Необоснованно пренебрежительный, вызывающий или враждебный тон, когда вас явно провоцируют на грубость, отвлекая от предмета разговора:
Не понимаю, о чем идет речь…
Я вообще не желаю с вами говорить…
Я не обязан отвечать на ваши вопросы…
Попытки вызвать ваши симпатию, доверие, чувство жалости, когда предшествующие отношения с данным человеком не привели к такому сближению:
Я такой же, как вы…
У меня точно такие же проблемы…
У меня семья, дети…
Короткие отрицания или равнодушные, уклончивые ответы на прямые вопросы. Простые повторяющиеся ответы или повторение простого отрицания. Уклонение от использования слов “да” или “нет”:
Вы же сами это говорили!
Я не уверен.
Вы уважаете меня?
Вы, несомненно, человек серьезный.
Я об этом мало знаю.
Давно замечено, что верным признаком неискренности является беспокойный, “бегающий” взгляд, стремление не встречаться глазами с собеседником. Считается, что если взгляд у человека прямой и открытый,
то и сам человек таков. А вот тот, кто “прячет глаза”, - скорее всего неискренен и недоброжелателен.
Это распространенное житейское мнение разделяют и некоторые психологи. Так, немецкий исследователь Хорст Рюкле пишет: “Прямой взгляд больше всего подходит для установления зрительного контакта с симпатичными вам людьми. В человеческих взаимоотношениях этот взгляд свидетельствует о заинтересованности и уважительном отношении, о готовности к откровенному и прямому общению. Без всяких тайных причин и околичностей такой взгляд сигнализирует о порядочности, уверенности в себе и прямом характере”.
Но было бы недопустимой поспешностью выносить суждение о человеке на основании лишь одного этого признака. Небезынтересно в этой связи мнение известного психиатра Владимира Леви: “Есть люди, которые никогда не смотрят в глаза: вы просто не знаете, какие у них глаза, так старательно они их прячут. Не спешите думать, что у такого человека нечиста совесть или он трус. Нет, ни у кого вы не нейдете более ясного и твердого взгляда, чем у закоренелого подлеца. Среди тех же, кто упорно избегает смотреть в глаза, как раз довольно часто встречаются люди с повышенным чувством ответственности и твердой волей. Некоторые застенчивые люди, наоборот, упорно смотрят в глаза другим, чтобы победить и скрыть свою застенчивость. Это тоже неэффективно - ибо собеседник в ответ на такой напряженный взгляд тоже напрягается, и возникает взаимная цепная реакция скованности. Боязнь смотреть в глаза можно скорее назвать своеобразной атавистической застенчивостью, рудиментом древнего поведения, и если она действительно проявляется при нечистой совести, то главным образом у тех, кто к этому еще не привык”.
В свое время Зигмунд Фрейд писал: “Ни один смертный не способен скрыть секрета. Если губы его молчат, то проговариваются его пальцы”. Действительно, движения рук можно расценивать как главный индикатор искренности. Ладони наших рук хорошо приспособлены для того, чтобы прикрывать лицо. Во многих жестах, направленных на собственное лицо, присутствует желание что-то скрыть. Так, количество жестов “рука-лицо” заметно возрастает при попытках солгать. При этом чаще других встречаются следующие движения: прикрытие рта - возможно, посредством касания носа (жесты маскировки), потягивание за мочку уха (имитация самонаказания), потирание щеки, касание или поглаживание подбородка, бровей или волос (самоуспокаивание посредством символической ласки).
Показ ладоней - символ открытости. Тем самым как бы говорится: “Я не вооружен и не имею скрытых намерений”. Обратите внимание, как жестикулирует провинившийся водитель, разговаривая с дорожным инспектором. Его ладони, как правило, обращены к стражу порядка, демонстрируя открытое и невинное положение. Стремление спрятать руки - например, за спиной или в карманах - скорее всего свидетельствует об обратном - желании что-то утаить.
Не следует, однако, забывать, что единичный жест может объясняться самой прозаической причиной (например, у человека просто зачесался нос) и вовсе не иметь символического значения. С другой стороны, выражение откровенности можно более или менее произвольно симулировать, и опытные лжецы достигают в этом немалого искусства. Поэтому, по большому счету, самым главным остается содержание высказывания, которое надо анализировать трезво.
На основе широкомасштабных экспериментов английский психолог Ричард Вайзман доказал, что самые “короткие ноги” у лжи, распространяемой по радио. Оказалось, что ложь, произнесенную по радио, разоблачить гораздо легче, нежели представленную на телеэкране. Ученый предлагал своим испытуемым теле- и радиотрансляцию однотипных вариантов “чистой правды” и “грязной лжи”. Радиослушатели в 73,4% случаях “раскалывали” лжецов, тогда как телезрителям это удавалось не более чем в половине случаев. Любопытно, что считающиеся важными для изобличения врунов их мимика, жестикуляция и позы могут на самом деле служить прекрасным средством маскировки неправды.
|
Автор: С.Степанов |
|
|