Организации и особенностям труда руководителей предприятий посвящено много зарубежных и отечественных изданий. О работе же юриста фирмы, его имидже, профессиональном поведении, этике, психологии практически ничего не опубликовано. Между тем, юристы, обслуживающие предпринимательские структуры, представляют весьма солидный и очень интересный слой любого цивилизованного общества.
Юристы занимают одну из первых строчек в рейтинге высокооплачиваемых профессий. Однако, среди служителей Фемиды существует градация по специализациям, некоторые из которых "нарасхват", а другие ... просто юристы. К самым популярным и высокооплачиваемым юридическим профессиям можно отнести: частнопрактикующих нотариусов, бизнес-адвокатов, патентных поверенных, специалистов по внешнеэкономической и банковской деятельности, по ценным бумагам, юристов риэлтерских фирм и пр. Другие же "в поте лица" добывают достойную зарплату, работая в нескольких местах по совместительству.
Чем же объяснить такой разброс по специализациям и оплате труда юристов? Какие факторы обеспечивают успех в бизнесе сегодняшнему юристу?
Совершенно очевидно, что успех приходит к тем специалистам, которые обладают профессиональной компетентностью, обширными правовыми знаниями, высоким интеллектом. К специальным свойствам профессиональной компетентности юриста можно отнести такие качества: устойчивый мотивированный интерес к профессии, способность к обучению, постоянному самообразованию, восприятию и переработке информации, стремлению к достижению успеха на профессиональном поприще. При этом очень важна адекватная самооценка своей личности, то есть знание своих возможностей. Представление человека о самом себе в психологии обозначается понятием "Я - концепция", которое включает целостный образ собственного "я", то есть самооценку. У одних людей самооценка завышена, у других же она занижена, то есть человек страдает "комплексом неполноценности".
Содержание представления о самом себе включает три компонента:
Информационный - осознаваемая информация достоверная или недостоверная о самом себе (возраст, пол, доход и т.п.);
Оценочный - сравнение себя с другими ("Мне еще только 40 лет", "Мне уже за 50" и т.п.);
Поведенческий - формулирование поведенческой позиции ("Что я хуже других, могу еще всего достичь").
Представление о самом себе включает разнообразные позиции:
"реальное я" - какой я есть;
"идеальное я" - каким я должен быть;
"динамическое я" - каким я могу быть;
"фантастическое я" - каким я хочу быть;
"зеркальное я" - каким меня видят другие.
В свете этих позиций рассмотрим "идеальное я" юриста и поговорим об его имидже и профессиональных качествах, то есть профессиональной компетентности.
Профессиональную компетентность юриста фирмы составляют: устойчивый мотивированный интерес и любовь к профессии, способности к обучению, восприятию и переработке информации, широкий кругозор, эрудиция, установка на достижение успеха, готовность противостоять реальным и мнимым угрозам лично ему и его фирме. При этом необходимы такие качества личности, как терпеливость и скрупулезность, организованность и четкость. Юристу необходимо овладевать лекторским мастерством, способностью убеждать. При этом очень важна адекватная самооценка, то есть реальная оценка собственных возможностей и способностей.
Коммуникативная компетентность юристов проявляется в таких качествах, как: умение общаться с другими людьми, умение управлять своими эмоциями и настроением, умение убеждать, внушать, спорить, отстоять свою точку зрения, признать точку зрения партнера, умение вести переговоры. Специалист, в особенности юрист, должен уметь анализировать не только свои успехи, но и недостатки и просчеты. С одной стороны он должен быть решительным и уметь настоять на своем, убедить в правильности своей позиции. С другой же стороны для пользы дела, ему необходимы такие качества как гибкость, пластичность, умение признать свою неправоту и искать компромиссное решение, сообразное закону.
Известно, что основное назначение юриста фирмы заключается в необходимости дать правовую оценку деятельности фирмы, предостеречь руководство от юридических ошибок и их последствий, подсказать, например, законные способы снижения налоговых платежей. Короче, подсказать руководителю, что его ожидает, если он:
а) нарушит закон;
б) отступит от закона;
в) обойдет закон различными незаконными и полузаконными, в том числе криминальными способами.
Дело руководителя - принять или не принять, пренебречь или проигнорировать рекомендации юриста.
Как же могут сложиться отношения "юрист - руководитель" в этих ситуациях?
Есть несколько типов поведения (взаимодействия) руководителя и юриста. Одни руководители (гл. бухгалтера) ставят перед юристом задачу: любыми путями ("пробить лбом стену") придумать что-нибудь, чтобы обойти закон, ставят "сверхзадачу" - выиграть арбитражный или судебный спор: "на то ты и юрист". Такие руководители не терпят оправданий, не принимают никаких обоснований - "Я тебе плачу зарплату" - вот их основное кредо. Другие руководители заставляют юриста подписывать неправомерные приказы, ставить визы на кредитных договорах без соответствующего обеспечения залогом (например, в банках).
Отдельные руководители идут "напролом" на нарушение закона, подчас игнорируя мнение юриста. Затем они его же обвиняют в недостаточном контроле и неумении настоять на своем. Отсюда явный психологический конфликт, при наступлении которого юриста увольняют ("Ищи другую работу, мы не сработались"). За этой "несработанностью" скрывается явное психологическое невежество и безграмотность руководителей, которые, отрицая разумность правовых ограничений, убеждены, что все вопросы можно решить положительно при наличии грамотного юриста.
Иногда же юриста "подводят" под сокращение штатов, если финансовое положение организации пошатнулось.
Нами неоднократно проводятся социологические опросы юристов- участников постоянно действующего общегородского семинара руководителей организаций всех форм собственности, бухгалтеров, работников кадровых и юридических служб. Выявлено, что около 30% юристов организаций всех форм собственности ежегодно меняют работу, особенно в 1996 и 1997 г.г. 20(25% юристов были сокращены в связи с банкротством предприятий, но в целом ряде случаев за кадром остается совсем иная причина - "несработанность".
Некоторые руководители фирм, являясь явно психопатической личностью с проявлением истерических черт личности, управляют коллективом в авторитарном, недемократическом духе, допускают немало ошибок и просчетов при управлении людьми, полностью игнорируя учет черт характера подчиненных им людей. В такой ситуации в коллективе начинают проявляться "конформизм" и беспринципность. Основные психологические позиции: "чегос изволите", "чем могу служить" и т.д. Такая позиция очень неблагоприятна для юриста, в этой ситуации стирается собственная личность.
Если же фирма нормально функционирует в условиях рыночных отношений, то, как правило, отношения "начальник - подчиненный", превращаются в партнерские. Это означает, что действия всех партнеров по бизнесу направлены на получение максимальной прибыли и выгоды для фирмы. Такие отношение требуют от партнеров по бизнесу - "идти в одной упряжке", то есть быть психологически совместимыми. Психологическая совместимость или сработанность партнеров включает в себя умение ориентироваться на другого, прислушиваться к его мнению, прощать, по возможности, его человеческие слабости и недостатки. Вместе с тем, партнерские отношение в бизнесе требуют принципиальности в решение деловых вопросов, положительного настроя на совместную работу, минимум отрицательных реакций и раздражения на партнера. Именно это приводит к достижению определенного результата, возникающего только при достижении "психологического комфорта".
Работа юриста в условиях "психологического комфорта" предполагает задействование резервов своей психики, а также использование максимальных возможностей, способствующих успешной профессиональной деятельности.
Дискомфорт в отношениях "юрист - руководитель" приводит к слабой мотивации, эмоциональному дистрессу, сильной тревожности и психическому переутомлению. В итоге - отсутствует успех в работе, результаты труда становятся незаметными и противоречат потребностям и возможностям юриста. Поведенческими признаками такого состояния становятся самочувствие "выжатости", снижение настроения, размышление о бессмысленности прилагаемых усилий, раздражительность, снижение работоспособности. В таких условиях юрист принимает далеко не лучшие решения в отношении поставленных перед ним задач. Подобные ситуации приводят как руководителя, так и юриста к процессу "накопления неудач" и взаимораздражения.
Как в этих случаях юристу оградить себя от дистресса, как поставить психологическую защиту для сохранения своего психического здоровья и нормального самочувствия?
Необходимо помнить, что юрист фирмы выступает одновременно в нескольких социальных ролях: руководитель, подчиненный, коллега. Ролевые позиции в этих случаях различные. Так, например, в роли руководителя необходимо овладеть профессиональными знаниями и умениями в области управления, психологии, делового общения, тактики совместной деятельности и мн. другое. При этом руководитель должен учитывать темперамент, характер подчиненных, их потребности, интересы и склонности, а также особенности основных психических процессов: память, внимание, восприятие, ощущения, воображение, мимику и пр.
Состояние подчиненного может варьироваться от устойчивого интереса к профессии, творческого подъема до сомнений, апатии, угнетенности и пр.
Что касается отношения юриста к делу, своей профессии, то можно выделить несколько типов: уверенные в себе, заинтересованные, безразличные и инициативно берущиеся за любое дело. По стратегиям поведения юристы делятся на следующие категории: активные, инициативные, пассивные, агрессивные, безразличные и импульсивные. Эти факторы также должны учитываться во взаимодействии "руководитель - юрист".
Руководитель не может предъявлять одинаковые требования ко всем подчиненным без учета их характера, темперамента, психических особенностейи индивидуальных возможностей. Знание этого позволит наиболее полно использовать потенциал каждого работника. Незнание - напротив может привести к психологическому дискомфорту, несработанности и пр., что приведет к существенному ущербу в производственной деятельности. При этом большое значение имеет стиль и методы работы руководителя вы коллективе.
Так, по нашим исследованиям, крики, брань, грубость руководителя снижают производительность труда юриста до 70%, что лишает последнего стимула для выполнения работы. Необходимо помнить, что такие эмоциональные состояния, как возмущение, злость, обида, огорчение, грусть, тоска, отчаяние, страх совершенно парализуют работника и сказываются на результатах труда.
Вместе с тем, заинтересованность, уверенность, спокойствие, бодрость - позитивно влияют на достижение результата.
Изучая особенности характера своего руководителя юристу необходимо и полезно изучить прогнозируемость поведения своего руководителя, особенно в стрессовых ситуациях. Эта информация может оказаться весьма полезной, приводить к успешному решению совместных проблем в деловом и межличностном общении. Все виды общения имеют внутреннюю и внешнюю структуры.
К внешней структуре относятся: речь, жесты, мимика, походка, стиль одежды и поведения, так называемая визуальная культура.
На профессиональное поведение оказывает влияние воспитание в семье и школе, образование, среда и психологическое поле, в котором живет человек, то есть его окружение. Вместе в тем отрицательное влияние на профессиональное поведение оказывает неумение "подавать себя", смешение стилей в одежде: делового, спортивного, домашнего, манера держаться, выражение лица и многое другое. Имеет значение также общее состояние здоровья, деловая активность, отсутствие мышечных зажимов. Как известно, люди, у которых напряжены и "бегают" пальца рук, поджаты губы - повышенно беспокойны, мнительны и избыточно деятельны. Профессиональное поведение является важной составляющей "имиджа" (образа) специалиста.
"Имидж" юриста можно создавать годами, а разрушить очень быстро своим поведением, отношением к делу, профессиональной некомпетентностью и неумением контактировать с людьми. Как сказал Сократ: "Человек знает, что хорошо, а делает то, что плохо".
В понятие "имиджа" включаются такие качества, как:
* УВЕРЕННОСТЬ в себе, которая определяется профессиональной и коммуникативной компетентностью. Уверенность юристу придает также наличие консультантов, поддерживающих его профессиональную компетентность;
* УСПЕШНОСТЬ во всех делах - зависит от себя, от той цели, которую юрист ставит перед собой. Успех предопределяет такие качества как стремление к достижениям, целеустремленность, умение преодолевать препятствия и настойчиво двигаться к цели, ставить себя выше обстоятельств;
* УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ - является основным качеством юриста при участии в переговорах, умении уверенно и спокойно убеждать других, аргументировать свою точку зрения, выдержанно и тактично защищаться от различных нападок, защищать свои идеи и пр.;
* УДИВИТЕЛЬНОСТЬ - способность принимать нестандартные решения, избавляться от шаблонов, стереотипов. При решении вопросов нужно учиться проводить диагностику ситуации, диагностику задачи, диагностику участников;
* УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ - проявляется в уважении к личности, уважении к клиенту и высоком качестве работы;
* УРАВНОВЕШЕННОСТЬ - это способность адекватно реагировать на ситуацию, на людей, на обстоятельства. Уравновешенность - это стрессоустойчивость, способность выдержать нервно-психологические перегрузки;
* УЛЫБЧИВОСТЬ - приветливость, доброжелательность, открытый взгляд, одним словом все то, что вызывает симпатию других людей и создает настроение.
Названные 7 "У" делают имидж юриста привлекательным. В этой профессии как, может быть, ни в какой другой - все зависит от себя. Здесь уместно применить фундаментальное положение американского тренинга "Лайфспринг" - ("Весна жизни"): "Я отвечаю за все, что произошло в моей жизни, происходит и будет происходить. Я отвечаю как за развал, который наделал Я САМ, так и за все успехи и созидание в моей жизни. Я никому не завидую, ни с кем себя не сравниваю. Я пришел в этот мир со своей визитной карточкой и выполняю свое предназначение".
Юрист, не сумевший создать собственный "имидж" и установить психологический контакт и комфорт со своим начальником, своими подчиненными, зачастую считает себя "неудачником". Он начинает искать новую работу, однако в другом месте может повториться тот же "спектакль", который разыгрывался в предыдущей фирме. Тогда юристу следует задуматься: "Ведь во всех ситуациях есть один и тот же знаменатель - Я сам. Кто является источником моих бед? Я, руководитель, мои профессиональные знания, мои психологические незнания, или что-то другое?".
В этом случае юристу следует обратиться к английской поговорке, которая гласит: "Станьте человеком, о котором можно сказать: "Он сделал себя сам".
|