ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
"От дурака слышу", или что рождается в споре
По статистике 40% нашего общения с другими людьми можно отнести к разряду спора. Отношение к спорам у нас у всех разное: для кого-то это родная стихия, в которой только и можно существовать, для кого-то - нечто, чего нужно любыми способами избегать. Так или иначе, вовсе избежать споров не удавалось ещё никому (если, конечно, у вас нет крыльев за спиной и нимба над головой). А, значит, надо уметь «расслабиться» и извлечь из спора максимум пользы для себя и для дела. Правила грамотного спора 1. Не упивайтесь только собственными переживаниями. Оставьте в своём сознании «холодную зону», которая бесстрастно может встать на сторону партнёра. Это не значит, что вы должны не глядя принять сторону вашего оппонента. Ваша задача – отследить логику доводов противоположной стороны (даже, если вам кажется, что её нет вовсе) и предвосхитить следующую реплику партнёра. Для этого достаточно начать свою следующую фразу со слов: «Я понимаю, что ты...» – и далее изложить его предполагаемую точку зрения. И сразу вслед за этим, не дожидаясь ответной реплики – ваши возражения. Старайтесь повторить каждый аргумент вашего спорщика своими словами, чтобы самому проникнуться его проблемами и (это очень важно!) чтобы он услышал свои претензии со стороны. Таким образом вы «качнете эмоциональные качели» противной стороны в вашу сторону. Человек почувствует, что вы его понимаете и будет внимательнее прислушиваться к вашим доводам, даже если до этого был настроен критически. 2. Даже если вы в душе крайне скептически относитесь к словам вашего оппонента в частности и к его умственным способностям вообще, то всё равно постарайтесь отнестись к тому, что он говорит серьёзно. Это – прекрасная возможность расширить собственные знания, обогатить установки, набраться опыта. «Кто мне не друг, тот – учитель». 3. Никогда не избегайте конфронтации лицом к лицу, любой конфликт может и должен стать позитивным и сделать его таковым – в ваших силах. Очень часто мы в буквальном смысле слова спасаемся бегством от назревшего конфликта, уходим, делаем вид, что всё в порядке, отмалчиваемся, надеваем на лицо «дежурную» улыбку, одним словом, ведём себя, как испуганный страус. Любой конфликт зреет, как гнойник, и если его поливать сверху ароматическими маслами, проблема не решится сама собою. Не бойтесь начать нелёгкий разговор и не заканчивайте его до тех пор, пока каждый из вас (каждый!) не почувствует, что дело сдвинулось с мёртвой точки. Любой спор можно сравнить с бокалом пива (или шампанского, кому что ближе) – сверху густая пена и только под ней, собственно, сам напиток. Пена – это наши эмоции и пока они не «осядут» до сути вы не доберётесь. Необходимо дать вашему собеседнику (да и вам тоже) выпустить эмоции, только после этого вы оба сможете прийти к какому-то решению. Самое главное – не «заразиться» негативными эмоциями другого, четко отделять их от своих и от предмета спора. Это трудно. Но в противном случае дальше «от дурака слышу» вы оба не уйдете. Пусть даже процесс сопровождается криками и слезами. «Выплескивается грязная вода, и появляется место для чистой». 4. Постарайтесь в процессе спора определить, где ваши точки зрения расходятся, а где совпадают. Кажется, что моментов совпадения нет и быть не может, однако это только на первый взгляд. Если вы не забудете про «холодную зону» о которой шла речь выше, то обязательно с её помощью найдёте, пусть пока небольшие, островки, где ваши пожелания и ожидания совпадают. Обязательно обратите на них внимание вашего оппонента. Любая общность, особенно в ситуациях, где вы её не ожидаете – мощнейшее средство для компромисса и примирения. 5. Ни в коем случае не переходите на личности, не используйте «удары ниже пояса» в своих аргументах. К запрещённым приёмам относятся, например, такой, как сравнение с кем-то, на ваш взгляд, более положительным во всех отношениях. Ни одному человеку, да и вам в том числе, не понравится подобное сравнение. Любой из нас в душе считает себя лучшим и напоминание, что это далеко не так, способно испортить любые отношения. Еще один «удар ниже пояса» – обратить внимание спорщика на недостатки его внешности или манеры говорить. Любой спор сразу примет вид свары на коммунальной кухне и тогда уступок от второй стороны лучше не ждите. Я уже не говорю о том, что в ответ вы рискуете получить собственный портрет, нарисованный весьма язвительно. Не стоит также, вспоминать все прошлые «грехи» другого человека. Вы спорите сейчас по вполне конкретному поводу, вот и придерживайтесь «заданной» темы! Нет никакой необходимости смешивать всё в кучу. Не начинайте свои фразы со слов: «Ты всегда так делаешь...» или «Ты опять..., как в прошлый раз...!» Такая глобальная оценка автоматически заставляет человека защищаться, а значит, конфликту конца не видать. И, наконец, никогда не передавайте человеку сплетни на его счёт. Отвечайте только за свои слова. Привлечение чужих мнений вызовет новую вспышку негативных эмоций, а вы, в свою очередь, прослывете сплетником. Правила эти и простые, и сложные одновременно, однако, не усвоив их вы вряд ли продвинетесь в науке спора. Владеть же этой наукой крайне необходимо. Если, конечно, спор для вас – способ что-то изменить в лучшую сторону. Если же вам просто нужно «спустить пары», всё равно каким способом, всё равно с кем, используя любые приёмы, ничуть не заботясь о том, что чувствует и думает о вас собеседник, – то вышеизложенное, увы, не для вас!
Автор: Елена Егорова, психолог
Источник: http://society.pravda.ru/society/2004/8/81/325/17639_spory.html
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100