Чем легче в общении - тем легче в обучении |
Закончилось лето, и родителей мучает "школьный вопрос". Вопрос с одной стороны банальный, с другой - очень даже непростой и тонкий. Кого-то он озадачил в первый раз, а кто-то начинает беспокоиться, памятуя о предыдущем учебном годе. Итак: "Почему ребенок не хочет учиться?". Действительно, почему умный, талантливый, способный к обучению ребенок не хочет учиться? Обратившись к психологической науке, можно выделить несколько периодов снижения мотивации к обучению. Самый первый, самый "младший" кризис приходится на начало периода школьной жизни, когда ребенок только приходит в 1 класс. Кстати, такая проблема может возникнуть даже с малышом, занимавшимся в разнообразных школах развития и у самых-самых репетиторов. К большому счастью, у современных родителей появилась возможность выбирать "подходящую" школу, но мало кто задумывается, что "учительница первая моя" играет еще более серьезную роль, чем школьные стены. Первый учитель запечатлевается у ребенка, как значимый взрослый после мамы и папы. И соответственно то, как обращается учитель младшей школы со своим воспитанником отражается на его дальнейшей судьбе и желании учиться. Очень важно, чтобы это был человек, ориентированный на развитие ребенка, готовый оказать психологическую поддержку в учебных делах и при возникновении сложностей в общении со сверстниками, не вешающий ярлыков, а помогающий разобраться с разными проблемами и развить мотивацию к учебе. Маленький школьник должен находиться в ситуации успеха, поддержки и доверия. А если педагог отмечает неудачи, занижает оценки, называет странными словами, постоянно ругает - это, естественно, снижают желание учиться. Но учитель учителем, а "застопорить" учебный процесс могут и любящие родители. Ведь именно им отводится роль по подготовке малыша к школьной жизни. Речь идет не только о функциональной готовности - развитии мелкой моторики, но и о мотивационной готовности ребенка. Именно родители должны первыми прививить это самое желание учиться, ходить в школу, вызвать интерес к обучению. Ну кто как не мама с папой может весело и захватывающе поделиться собственным школьным опытом и рассказать о предстоящем интригующем событии? Вторым кризисным периодом является переход ребенка в 4-5 класс, когда любимая учительница сменяется множеством разных дядь и тёть, рассказывающих каждый про своё, выдвигающих новые требования и правила. Что же делать? Опять же своевременно подготовить ребенка. На этот раз к взаимодействию с разными людьми, восприятию информации из разных источников. Здесь речь идет о развитии коммуникативных навыков, которые позволяют адаптироваться ребенку на новом этапе школьной жизни. Как указывают учебники по возрастной психологии в районе 10 лет у школьников меняется ведущий вид деятельности. Ели в начальной школе это была учеба, то теперь - общение, общение и еще раз общение. А интерес к учебе уходит на задний план. Значит надо организовать это самое общение. Как мне кажется, в данном случае помочь родителям могут подростковые группы, которые компенсируют недостаток общения в семье и школе и учат эффективному, осознанному общению со сверстниками, что кстати сказать помогает избежать и "плохих компаний". Еще один страшный период для родителей - переход в старшее звено - 10-11 класс. Сданы первые выпускные экзамены из средней школы, ребенок уже превратился в маленького взрослого человека, который должен со всей ответственностью подходить к дальнейшему обучению, поступлению в ВУЗ, своему будущему. Ан нет: Почему же? Однозначного научного объяснения этому феномену нет. Психологи считают, что общение является также преобладающей ведущей деятельностью в жизни старших школьников, подростки предпочитают тусовки зубрёжке, решают вопросы о своем месте в этой жизни, влиянии "прыщика" на отношения с одноклассниками, в общем, погружаются в свой внутренний мир, а мир молекул остается в стороне. Кроме того, после первых экзаменов ребята несколько расслабляются, а учеба: подождет! Рассматривая данный школьный кризис, опять же возвращаемся к роли родителей в жизни старшего подростка. Кроме того, что мама и папа должны вовремя развить самостоятельность, ответственность, самосознание, они просто обязаны проникнуться данным возрастным отрезком, а не сваливать ответственность на ребенка, сообщая о подростковом кризисе и невменяемости собственного чада. Доверие, контакт, поддержка, обсуждение важных вопросов, родительский авторитет - это те необходимые компоненты, которые помогают ребенку стать, счастливым, успешным, интересующимся не только тусовками, но и учебой. Если проанализировать детско-родительские отношения на каждом возрастном этапе, то безусловно можно заметить ту неизменную составляющую, влияющую на прохождение школьных кризисов. Это детско-родительское общение, от эффективности, доверительности которого зависит успешность и психологический комфорт школьника. Так что, господа родители, как это не парадоксально, но чем легче в общении, тем легче в обучении! |
Автор: Барановская Е. |
|
|