ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
Давайте говорить друг другу комплименты
«Глубочайшим свойством человеческой натуры является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству», - писал американский психолог Уильям Джеймс. Даже не признаваясь себе в этом, все мы очень дорожим похвалой окружающих, ценим, когда наши достоинства и заслуги бывают замечены и одобрены. Но сами бывает скуповаты на добрые слова. Почему-то принято считать комплименты пошлым, даже нечистоплотным приемом подхалимов и угодников, особенно дамских угодников, стремящихся лицемерной похвалой добиться к себе расположения. На самом деле искренний комплимент – замечательный инструмент нормального человеческого общения, в том числе и делового, позволяющий укрепить добрые отношения и успешно решать общие проблемы. Просто не стоит путать комплимент с корыстной лестью, которая и льстецу не делает чести, и, будучи обращена к достойным людям, им самим претит. Чтобы научиться искусству настоящего комплимента, надо прежде всего разобраться, в чем он состоит, чем отличается от обычной похвалы и приторной лести. Комплиментом принято называть небольшое преувеличение достоинств, которые собеседник за собой признает. Причем именно небольшое. Сильное преувеличение – это уже лесть. Важно и то, чтобы сам человек находил ваше суждение в принципе справедливым. Хвалить прическу лысого – это не комплимент, а насмешка. Похвалу мы с малых лет слышим от родителей, учителей, а потом и начальства – всех тех, кто по своему возрасту или общественному положению нас превосходит, а потому наделен правом нас оценивать. Приятно, когда оценка положительная, но ощущение своего приниженного положения добавляет ложку дегтя в эту бочку меда. Поэтому, слыша нейтральную похвалу, мы инстинктивно настораживаемся: почему этот человек меня оценивает? Ведь сегодня похвалил, а завтра, может, и осудит. Кто дал ему это право? Настоящий комплимент позволяет тому, кто его слышит, несколько возвыситься над тем, кто его произносит. Поэтому самый эффективный комплимент – это похвала с намеком на то, что достоинства или заслуги собеседника выше ваших. Может быть, мы потому так и скупы на комплименты, что неохотно признаем чужое превосходство? Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, достаточно очевидных и известных обоим партнерам. Просто интерпретация факта такова, что позволяет собеседнику предстать в выигрышном свете. Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может низвести высказывание до уровня банальной лести. Еще хуже, когда комплимент противоречит фактам. К примеру, похвалив человека за выгодную сделку, которая на самом деле оказалось убыточной, вы его только заденете, а вовсе не порадуете. Предметом комплимента должно быть то, что самому человеку представляется его достоинством. Высоко оценив каллиграфический почерк коллеги или фасон его галстука, вы скорее всего «выстрелите мимо цели» – сам он, вполне возможно, ни тому ни другому значения не придает, а желал бы услышать оценку своих деловых и личностных качеств. На самом деле высокую оценку можно дать почти любому. Недаром говорят: «Наши недостатки – продолжение наших достоинств». А ведь отчасти справедливо и обратное. Человеку унылому и апатичному можно сказать: «Как мне недостает вашего хладнокровия!», скряге – «Завидую вашей рачительности!», гуляке и моту – «Восхищаюсь вашим жизнелюбием!» Не сомневайтесь, на это вам никто не возразит. Почему-то считается, что комплименты следует приберегать для «нужных» людей, чьим расположением мы особенно хотели бы заручиться. На самом деле практически все окружающие нам по-своему нужны, и добрые отношения полезно иметь со всеми. К тому же, дожидаясь подходящего случая и наконец дождавшись, вы рискуете попасть в неловкое положение оттого, что просто не имеете опыта в искусстве комплимента. Потому и упражняться в нем следует почаще. И очень скоро вы прослывете человеком, приятным в общении, - то есть таким человеком, которому многие хотели бы отплатить ответной любезностью или уж по крайней мере не хотели бы его ничем ущемить. А это во все времена выступало залогом жизненного успеха.
Автор: Степанов С.С.
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"