Оборотная сторона запрета |
Древнеримский поэт Паблисиус Сайрус иронично заметил: «Ничего мы не желаем так страстно, как того, что нам не положено». Об этой особенности человеческой природы нередко забывают руководители разного ранга, убежденные, что своими запретительными и разрешительными распоряжениями направляют активность людей в совершенно определенное русло. Оказывается, строгий запрет может сыграть не столько тормозящую, сколько стимулирующую роль. И подтверждением этого служит не только античный афоризм, но и данные недавних психологических экспериментов. Американские психологи распространили среди старшеклассников рекомендательный список литературы для внеклассного чтения. Список был очень велик, и из него подросткам предлагалось по своему усмотрению выбрать те книги, которые они хотели бы прочитать. Помимо указания автора и названия, список содержал короткие, в несколько строк, аннотации каждой книги. Стоит отметить, что эти пояснения были столь лаконичны, что оценить по ним достоинства той или иной книги было практически невозможно.
Суть эксперимента состояла в том, что одной группе подростков был предложен список, в котором некоторые книги были помечены как не рекомендованные для чтения несовершеннолетним. Другая группа получила тот же список, но без таких пометок. Стоит ли удивляться, что в первой группе именно отмеченные, «запретные» книги чаще других оказались выбраны старшеклассниками. В другой группе, которая руководствовалась нейтральными аннотациями, эти книги особых предпочтений не заслужили. Другой опыт был поставлен в США самой жизнью. В одном из округов штата Флорида по настоянию местных активистов экологического движения был введен официальный запрет на продажу определенного сорта стирального порошка. «Зеленым» он показался особенно токсичным и экологически вредным. Мнение это было аргументировано довольно слабо, и нигде, кроме данного округа, к нему не прислушались. Результаты локального запрета оказались неожиданными – во всех соседних округах резко возросли объемы продаж именно этого сорта порошка. С одной стороны, «облагодетельствованные» экологистами жители округа, всякий раз выезжая за его пределы, старались прикупить запретный продукт. Да и жители окрестностей, предвидя введение подобного запрета и у себя, старались запастись порошком впрок. Некоторые откровенно признавались: им приятно ощущение того, что они пользуются продуктом, кому-то другому недоступным. Предостережения о токсичности порошка практически никем не были приняты всерьез. Эту закономерность давно подметили опытные педагоги, убежденные: «Легче всего добиться чего-то от подростка, строго-настрого ему это запретив». А поскольку, как выясняется, ершистый подросток продолжает жить в каждом из нас, то всевозможные запреты и ограничения зачастую оказывают на нас совершенно противоположное влияние. Психологи советуют: чтобы удержать людей от каких-то действий, следует предложить им достойную, соблазнительную альтернативу. Американский психолог Ричард Миллер, работавший в одной из муниципальных школ, обратил внимание на вопиющую неопрятность учеников. Хотя в каждом классе имелись урны, дети пользовались ими редко – по окончании учебного дня весь класс был завален мусором, а в урнах его оказывалось процентов пятнадцать от общего объема (психолог не поленился скрупулезно пересчитать весь накапливавшийся хлам). Миллер попросил учителя и представителей школьной администрации почаще повторять ученикам одного класса, что им следовало бы быть аккуратными, а самым злостным неряхам рекомендовал выносить взыскания. В результате настойчивых уговоров и наказаний количество мусора в урнах возросло, хотя и ненадолго, почти вдвое; тем не менее более половины его оставалось разбросанным по классу. В другом классе, также не блиставшем аккуратностью, детей по рекомендации психолога стали всякий раз хвалить за соблюдение порядка. После недели одобрения и похвал дети почти весь свой мусор стали складывать в урны. Таким образом, очевидно: поощрение какого-то действия побуждает людей отказаться от действия противоположного. Эта стратегия гораздо эффективнее упреков, запугиваний и запретов. |
Автор: Степанов С.С. |
|
|