С кого делать жизнь? |
Излюбленным чтением молодых карьеристов являются жизнеописания и автобиографии великих людей вроде «Истории моей жизни» Эндрю Карнеги или «Моя жизнь и работа» Генри Форда. Подобно начинающим культуристам, любующимся перед тренировками на портреты «Железного Арни», современные деловые люди надеются почерпнуть энтузиазм в писаниях «капитанов большого бизнеса». Казалось бы, впечатляющие примеры личного успеха должны стимулировать, воодушевлять, пробуждать энергию. Увы, в действительности под портретами звезд бодибилдинга редко вырастают новые звезды, а большинству читателей стимулирующих жизнеописаний так и не удается превзойти уровень менеджера средней руки. В чем причина? Вспомните, как в школьные годы учителя и родители поучали: «Бери пример с Васи Сидорова – у него одни пятерки, и на городской олимпиаде он занял первое место». Старших тут можно понять – своими словами они надеялись нас подстегнуть, замотивировать, пробудить волю к победе. Но при этом невольно формировали у нас менталитет неудачников. Ведь мы-то в глубине души понимали, что вундеркинда Сидорова нам всё равно не переплюнуть! А потому стоит ли вообще на что-то надеяться и проявлять старание?
Этот психологический механизм недавно был исследован канадским психологом Пенелопой Локвуд из Университета провинции Альберта. На большой выборке студентов она с помощью специальных тестов выявила уровень умственных способностей каждого. По прошествии пары недель тестирование было повторено, но студенты при этом были разбиты на две группы, а в качестве одного из заданий им предлагалось исправить орфографические ошибки в тексте (психодиагностической ценности это задание не имело, то есть тестом в полном смысле слова не являлось, однако испытуемые об этом не знали). Одной группе в качестве рабочего материала был предложен текст, описывающий блестящую карьеру их ровесника, который после всех мыслимых академических успехов за пару лет профессиональной деятельности выбился в миллионеры. Другой группе был предложен текст нейтрального содержания, описывавший школьную экскурсию в зоопарк. После выполнения корректуры обеим группам предъявлялись традиционные тесты умственных способностей. Можно было бы предположить, что за пару недель показатели интеллекта практически не изменятся, и повторное тестирование даст тот же результат, что и первое. Так и произошло в группе, правившей текст про зоопарк. Результаты другой группы явились для исследовательницы неожиданностью. Она рассчитывала, что мотивирующий характер текста побудит студентов к повышенной умственной активности. В действительности произошло противоположное. После прочтения истории о фантастическом успехе у испытуемых буквально опустились руки, и результаты они показали намного ниже, чем можно было ожидать. По мнению Локвуд, нереалистичный, завышенный эталон, хотя и может вызвать кратковременное эмоциональное возбуждение, но в практическом плане он демобилизует. Ведь как бы ни хотелось каждому из нас считать себя гением, в глубине души мы отдаем себе отчет, что оснований для таких амбиций недостаточно, и в сравнении со «звездами» мы сильно проигрываем. Это невыигрышное сравнение в итоге приводит к эмоциональному упадку и снижению мотивации. Тогда даже реальные успехи, в силу того что они не сравнимы с блистательным взлетом кумиров, перестают радовать и не приносят удовлетворения. И как в школьные годы мы принимаемся за свои «уроки» спустя рукава – ведь вундеркиндов нам все равно не превзойти! По-настоящему мотивировать могут лишь реалистичные образцы, считает канадская исследовательница. Стимулом для нас могут выступить лишь такие чужие успехи, которые мы считаем в принципе достижимыми и для себя. Так что поучиться у великих, позаимствовать какие-то их конструктивные идеи может быть весьма полезно. Но только не стоит брать с них пример! Ведь вам предстоит стать не вторым Рокфеллером (что в принципе невозможно – достаточно и одного!), а самим собою, максимально реализовав свои собственные способности и склонности. И лишь тогда есть надежда, что и ваш пример когда-нибудь станет воодушевлять других. |
Автор: Степанов С.С. |