ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
Коварная синица в руках
«Вести дела меня покойный отец научил, - говорил герой одного исторического романа, потомственный купец. – Сам он, когда дело на год-другой загадывал, часто убыток терпел, а когда лет на двадцать рассчитывал – и дело спорилось, и прибыль в конце концов немалую имел». Легко согласиться с литературным героем, точно подметившим важную особенность нашего поведения. В погоне за быстрым успехом человек обычно неоправданно рискует и редко бывает вознагражден. Да и если удается достичь быстрого успеха, он оказывается преходящим, хуже того – может негативно сказаться на долгосрочных планах и перспективах. Мы же, вопреки этой логике, чаще всего поступаем иначе, руководствуясь небесспорной житейской истиной: «Синица в руках дороже журавля в небе». (Характерно, что подобные пословицы существуют у многих народов, только возможные соблазны в них описываются разными словами.) Американские психологи убедительно продемонстрировали это в ходе простого эксперимента. Испытуемым предлагалось поучаствовать в опыте по решению головоломок (ход решения и его результаты исследователей в данном случае совсем не интересовали – просто испытуемых надо было чем-то занять), причем участие в этом опыте продолжительностью в один час оплачивалось. Условия оплаты каждый испытуемый был волен выбрать сам: либо получить 10 долларов сразу по завершении работы, либо назавтра получить 11 долларов. Большинство ждать до завтра не пожелали и предпочли получить меньшую плату немедленно. Интересно, что когда условия оплаты были несколько изменены, изменилась и логика испытуемых. Им было предложено получить вознаграждение через год – в размере 10 долларов, либо через год и один день – 11. Все предпочли подождать на один день дольше и получить большую сумму. С точки зрения чистой логики противоречие очевидно. Ведь в обоих случаях разница в вариантах получения награды была одинакова – один день. Но в том-то всё и дело, что когда речь идет о вознаграждении, логика нам часто отказывает. Отсроченное вознаграждение мы планируем более здраво. Когда же появляется возможность немедленной прибыли, мы жадно «хватаем синицу в руки», отвернувшись от «журавля». Ученым, исследовавшим поведение участников финансовых рынков, это дало основание заключить, что экономическое мышление слабо подчиняется рациональным законам и по большому счету «неразумно». А результаты недавних опытов с использованием современных методов магнитно-резонансной томографии головного мозга позволили этот вывод если и не оспорить, то уточнить. В опытах Джонатана Коэна и Самуэля МакКлюра из Принстонского центра исследований мозговых механизмов поведения испытуемые студенты находились в похожей ситуации выбора между немедленным небольшим вознаграждением и большим, но отсроченным. При этом тонкие приборы фиксировали активность их головного мозга. Оказалось, что любое решение активизирует как те участки мозга, которые ответственны за эмоциональную регуляцию поведения, так и те, что отвечают за логическое мышление. Однако у тех испытуемых, кто делал выбор в пользу «синицы в руках», активность эмоциональных участков была заметно выше. Следующий этап исследования, которое планируют американские ученые, будет состоять в том, чтобы сопоставить стратегию выбора и уровень развития логического интеллекта, традиционно измеряемый тестами IQ. Однако уже сейчас на основе выявленной тенденции можно сделать кое-какие практические выводы. К быстрому успеху, к скорой награде нас вопреки логике подталкивает эмоциональное возбуждение, способное негативно повлиять на разумность решения. Поэтому всякий раз в ситуации выбора следует намеренно «держать себя в руках» и лишний раз скалькулировать в уме ожидаемые выгоды. Торопиться с эмоциональным решением явно не стоит. Ученые полагают, что люди с высоко развитым интеллектом (иначе говоря – с высоким IQ) легче придерживаются этой здравой стратегии. Впрочем, она настолько проста, что вряд ли требует исключительного ума, напротив – доступна любому. Если, разумеется, отдавать себе в ней отчет!
Автор: Степанов С.С.
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"