Собственник крупной компании искал специалистов на позиции финансового директора и руководителя по персоналу, причем на первую он хотел взять обязательно мужчину, а на вторую — женщину. На вопрос, почему именно так, он ответил: "От финансового директора требуется огромная работоспособность, аналитический ум, видение ситуации на несколько лет вперед, умение выстраивать сложные финансовые схемы, и с этим может справиться только мужчина. А перед директором по персоналу стоит задача разработки и внедрения корпоративной культуры, в том числе системы мотивации и поощрения сотрудников, внутрикорпоративного обучения, проведения различных тренингов, семинаров — и для этого лучше всего подходит женщина". И рекомендованных специалистов другого пола он даже не рассматривал всерьез. Такая ситуация встречается достаточно часто. Спор о том, какой руководитель эффективнее — мужчина или женщина — и есть ли между ними кардинальные различия, ведется уже много лет. И участвуют в нем как ученые-психологи, социологи, так и управленцы — собственники предприятий и топ-менеджеры, которые на практике решают реальные проблемы: кого брать на ту или иную ответственную позицию? Поэтому и в объявлениях изданий по подбору персонала нередко можно увидеть ограничения по полу: "только мужчины" или "только женщины".
Однако, рассуждая о том, какой руководитель эффективнее на той или иной позиции — мужчина или женщина, легко попасть в ловушку. Если, например, доказывать, что мужчины мыслят более рационально, а женщины — более эмоциональные, ваш собеседник может легко это опровергнуть и привести массу конкретных ситуаций, когда это не так. Он вспомнит господина X, который, когда ему сообщили об отмене встречи с высокопоставленным чиновником, метался по кабинету, кричал на секретаря и даже швырял отчеты в лицо сотрудникам, и госпожу Y, которая при сложной аварии в цеху без лишних слов, точно и четко скоординировала действия своей команды по ее устранению. Поэтому более продуктивно рассматривать эту проблему не с точки зрения
"мужчин" и "женщин", а с точки зрения мужских и женских качеств, которые могут встречаться как у мужчин, так и у женщин. Стратегический характер мышления, ориентацию на отсроченные и труднодостижимые цели, взгляд вперед, а не на детали можно отнести к мужским чертам. К женским — продвижение от этапа к этапу, осторожность, выстраивание сети мелких целей, внимание к деталям. Желание принадлежать к группе, подчиняться, готовность принять наказание считаются мужскими качествами, а индивидуальность, слабая управляемость и непредсказуемость — женскими. Тесная связь интеллектуальной и эмоциональной сфер рассматривается чаще как женская черта, а изолированность мышления от эмоций как мужская. Среди мужских черт — придумывание новых идей, завоевание новых пространств, а сохранение достигнутого, его развитие и поддержка — черты женские. К женским чертам, в том числе и в бизнес-ситуациях, относятся недоверие и перепроверка, когда даже намек на "нет" воспринимается как факт. Например, слова "это нельзя сделать сейчас, нужно создать соответствующие условия" человеком с женским восприятием будут поняты как "мы не будем этого делать", а с мужским —"начнем завтра, потому что сегодня еще не все готово". Женская черта —ориентация на высокую оценку достижений, послушание и буквальное следование запретам. Мужские черты противоположны: ошибки не страшны —они, напротив, могут служить стимулами, запрета как такового не существует. Поэтому становится очевидным, что для стремящейся к успеху компании важно, чтобы в коллективе присутствовали носители и тех, и других качеств. Когда они гармонично сочетаются и дополняют друг друга на соответствующих позициях, организация будет хорошо развиваться и продуктивно работать. И совершенно не важно, кто конкретно — мужчина или женщина — какими чертами обладает. Кстати, глава компании, о котором мы говорили в начале статьи, после ряда собеседований с кандидатами на позицию руководителя кадрового департамента взял мужчину, обладающего требуемыми качествами, а финансовым директором пригласил профессионала-женщину. Но у руководителя помимо профессиональных требований к знаниям, навыкам и личностным качествам сотрудника, занимающего ту или иную позицию, осознанно или нет существуют ожидания, связанные с полом подчиненного. |