ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
Работа "по блату". Пережиток или реальность?
По оценкам специалистов, около 60% российских компаний сегодня подбирают себе кадры в основном с помощью знакомых, родственников и собственных сотрудников. Немного другая ситуация в иностранных фирмах: только 20% их них приветствуют такой подход. Кроме того, по подсчетам социологов, около 60% выпускников учебных заведений устраиваются на работу по протекции: через родственников или знакомых. Но можно ли это назвать приемом на работу "по блату"? И если да, то как оценить данное явление: как пережиток прошлого или как вполне мотивированные действия работодателей? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах. Для начала выясним, что же такое "прием на работу по блату". Корни этого явления целиком и полностью уходят в советские времена. В то время на хорошую должность, начиная с госструктур и заканчивая магазинами, можно было устроиться только с чьей-либо помощью. Тот, у кого не было этого самого "блата", работал в местах не престижных, зарплату получал маленькую и ни о каком карьерном росте даже и не мечтал. То есть, отбор на вакансии тогда происходил в основном не по профессиональным критериям, а по критериям семейственности и клановости. А конкуренция и конкурс отсутствовали в принципе! Таким образом, можно вывести примерное определение приема на работу "по блату": человека берут не потому, что он отличный профессионал, подходящий на данную вакансию, а потому, что за него попросил кто-то, кому по определенным причинам невозможно отказать. Итак, первичный критерий: субъективный, личный, а вторичные - все остальные. Происходит ли такое сейчас? В каких областях профессионализм и личные качества отодвигаются на второй план, а на первый выходит "блат"? Во-первых, такое положение дел сохранилось во всех видах госструктур. Всевозможные "открытые кадровые конкурсы", которые проводят данные организации, на деле являются фикцией. По мнению специалистов, такие конкурсы сопровождаются большой пропагандистской шумихой (статьи в прессе, сюжеты в теленовостях и т.п.), но затеваются исключительно в имиджевых целях. То есть, госструктуры просто пытаются создать образ "открытости и доступности для народа". Однако, вероятность победить в подобном конкурсе минимальна, так как все места обычно распределены заранее и "чужих" там явно не ждут! Во-вторых, примерно такая же ситуация складывается во многих бюджетных конторах. С единственным исключением: посторонние попасть туда вполне могут, но только в том случае, если никто из родных и близких, "своих", на данное место не претендует. Но вот карьерный рост для людей, пришедших с улицы, затруднен или исключен вовсе. "Скажи спасибо, что тебя вообще взяли, сиди на своем месте тихонечко и не рыпайся" - примерно так относятся там к "чужакам". В-третьих, должности во всевозможных фондах и партиях. На них "сидят" исключительно друзья и родственники. Или родственники друзей… Или друзья родственников… В общем, "чужим" там тоже не место. В-четвертых - в очень редких случаях! - в российских бизнес-структурах. Для того, чтобы в коммерческую организацию приняли на работу человека исключительно "по блату", то есть, не глядя на его профессиональные качества, нужны очень веские причины. Да, руководство или владельцы компаний иногда идут на это, но это скорее исключение, чем правило. В принципе, принять по такому критерию работника могут в двух случаях: или он обладает нужными для дела связями, или за него попросил кто-то, кому невозможно было отказать. По мнению специалистов, "блат" в бизнесе - это пропуск в компанию, но не более того, и на карьерный рост он никак не влияет. Причем, таких людей в современных коммерческих структурах немного, и двигаются они обычно по горизонтали, переходя из компании в компанию по равным позициям. Хотя бывают и исключения. В принципе, все зависит только от самого человека. Если он проявит свой профессионализм и хорошие личные качества, то вполне может много добиться в организации. Подведем некоторые итоги. Да, сегодня практикуется прием на работу "по блату", но исключительно в госструктурах и бюджетных организациях. Для российских бизнес-структур такой подход не характерен. Еще менее характерно это для иностранных компаний, работающих в России. Во многих из них, наоборот, считается дурным тоном пытаться устроить на работу кого-то из знакомых и уж тем более родственников. Такие вот получаются выводы. Так что приведенные в начале статьи цифры говорят исключительно о том, подбор кандидатов через знакомых, родственников и собственных сотрудников - это основной канал поиска сотрудников для многих компаний. Но отнюдь не основной критерий! Все кандидаты проходят конкурс и отбираются исключительно по их профессиональным качествам. А это уже не соответствует выведенному нами определению и не является приемом на работу "по блату". Однако, в "бочке меда" есть и "ложка дегтя". Все, о чем написано выше, характерно только для крупных городов с развитым рынком труда. Совсем другая ситуация сегодня в большинстве регионов. Ведь безработица - пока еще одна из самых актуальных проблем российской провинции. И к тому же доля государственных структур и всевозможных бюджетных контор там гораздо выше. А коммерческие организации - это в основном небольшие семейные предприятия, где посторонние совсем не нужны. Поэтому в регионах прием на работу "по блату", да еще и за взятки - одна из основных форм трудоустройства. Поэтому отличные специалисты, особенно молодые, без родственных связей и протекции работу найти не могут. Вот и едет большинство из них в крупные города, где дальнейшая карьера зависит исключительно от их личных качеств и целеустремленности. И правильно делают! А в заключение хочется сказать, что прием на работу "по блату" - это исключительно пережиток прошлого. Который является "реалией современности" в ряде российских структур и в российской глубинке. Но мы искренне надеемся, что со временем от него ничего не останется. И у всех людей будут равные стартовые возможности. А их карьера будет производной исключительно от их профессионализма и деловых качеств!
Автор: "Личные деньги"
Источник: http://www.pmoney.ru
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"