ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
Успешный инвестор - на полпути между простаком и экспертом
Существует распространенное мнение, что в азартных играх особенно везет новичкам, еще не искушенным во всех тонкостях игры. И напротив –опытные игроки, научившиеся, казалось бы, находить закономерности вращения рулетки или выигрышного сочетания карт, нередко оказываются разорены, поскольку реальная жизнь то и дело опровергает их гипотезы. Судя по всему, подобная закономерность справедлива не только для казино, но и для финансового рынка (который, будем откровенны, во многом сродни азартной игре). Это доказал на практике немецкий психолог Герд Гигерензер, создавший экспериментальный инвестиционный фонд, который вкладывает деньги, руководствуясь опросами людей на улицах. Прибыль от вложенных средств у «фонда простаков» составила 47% за шесть месяцев. Этот солидный заработок - всего лишь побочный эффект эксперимента, проводимого Гигерензером в берлинском Институте Макса Планка. Немецкий психолог хотел провести исследование в области принятия инвестиционных решений неискушенными людьми. Так что опасаться конкуренции известным стратегам пока не стоит. Создавать коммерческий фонд Гигерензер не собирается. Он также не называет ни сумму исходных вложений, ни сумму своего «побочного» заработка. Рациональное решение принимается путем взвешивания и сопоставления всей информации, имеющей значение в данном случае. В финансовом мире этот способ известен как фундаментальный анализ. Однако из-за недостатка времени реальный частный инвестор не может себе позволить ничего подобного, так что для принятия решений, по данным немецкого ученого, люди прибегают к той или иной модификации «метода тыка». Самой простой и чаще всего используемой модификацией является «эвристика узнаваемости», принятие решения по принципу узнаваемости компаний. Гигерензер показал, что этот метод может быть чрезвычайно прибыльным. Вместе с группой своих коллег он опросил 480 человек в Чикаго и Мюнхене, каждому из которых предъявлялся список, состоящий из компаний, входящих в индексы Standard and Poor''''s 500 и DAX, и некоторых других немецких компаний. Среди опрошенных были как простые прохожие, так и студенты старших курсов финансовых и экономических вузов. Затем ученые создали восемь инвестиционных портфелей - по два на каждую группу («прохожие» и «студенты» в двух городах). Акции подбирались по принципу наибольшей узнаваемости компаний среди опрошенных, и в результате в портфелях оказались ценные бумаги таких гигантов, как Allianz, Dresdner Bank, Lufthansa, BP Amoco, Ford Motor и Coca-Cola. Через шесть месяцев шесть из восьми портфелей обогнали по прибыльности как DAX, так и Dow Jones Industrial Average, а также опередили фонды Fidelity Blue Chip Growth Fund и German Hypobank Investment Capital Fund, выбранные Гигерензером для сравнения. Идея использования необразованности при инвестиционном выборе акций не нова. Еще в 1973 г. ученый Принстонского университета Бертон Мэлкиел сказал: «Если завязать обезьяне глаза и заставить бросать дротики в прикрепленную к стене страницу финансовой газеты с листингом акций, она может создать инвестиционный портфель, который будет приносить не худшую прибыль, чем те, которые составлены ведущими экспертами». Однако Гигерензер не столь циничен. Полная необразованность для хорошего инвестора так же бесполезна, как и полная информированность. Чтобы продемонстрировать, что «бросание дротиков» - это не самый лучший способ формирования инвестиционного портфеля, Гигерензер в ходе эксперимента собрал и такой случайный портфель. Этот опыт показал, что семь из восьми «более продвинутых» портфелей эксперимента приносили большую прибыль. Восьмой инвестиционный портфель эксперимента показал такие же результаты, как и случайный портфель. Таким образом, заключает Гигерензер, теория узнавания требует необразованности или отсутствия знаний только до определенной степени. Эта теория не сработает, если человек абсолютно ничего не знает об акциях. Не сработает она и в случае, если человек много знает.
Автор: Степанов С.С.
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"