ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
Горький вкус бесплатного сыра (Предостережения от «Businessweek»)
Начинающие предприниматели как правило оптимистичны, преисполнены энтузиазма и готовы идти на риск ради претворения в жизнь своих амбиций. Эти качества, безусловно, полезны, без них невозможно ни одно деловое начинание. Но они же, будучи доведены до крайности, могут обернуться преждевременным поражением, если заглушают собой здравый смысл и трезвую критичность. В результате многие перспективные проекты так и остаются не реализованными из-за недостаточной осмотрительности начинающих предпринимателей. «Приходится с сожалением констатировать, что из года в год для многих из тех, кто делает свои первые шаги на деловом поприще, эти шаги оказываются и последними, - пишет в авторитетном журнале «Businessweek» Дэвид Вейсс, президент Бюро содействия предпринимательству (Кливленд, США). – Наряду с прочими деловыми качествами, следует культивировать в себе изрядную долю здорового скептицизма, позволяющего избегать тех ловушек, которые во множестве расставлены на пути людей малоопытных и слабо информированных». Тем, кто планирует создание собственного предприятия, Вейсс на страницах журнала предлагает несколько советов, точнее – уроков, раскрывающих глаза на опасные ловушки. Некоторые из этих уловок стары как мир и из века в век практикуются ярмарочными жуликами всех мастей, иные приобрели современный лоск в эпоху кредитных карт, грантов и мобильной связи. Прислушаемся к советам американского эксперта. Не все они могут быть буквально перенесены на нашу почву – сказывается заокеанская специфика, однако ключевые идеи, несомненно, актуальны и в наших краях.
Уловка 1. Деньги задаром
Некоторые предприимчивые жулики, окружив себя ореолом приближенности к государственной власти (тут работают фальшивые удостоверения, скомбинированные фотографии в обнимку с важными персонами, и прочие завораживающие приманки) предлагают предпринимателям содействие в получении средств из государственного бюджета, якобы выделенные на поддержку малого бизнеса. При этом они могут оперировать неизвестно каким способом добытыми копиями реальных документов, относящихся к государственному финансированию. При этом, разумеется, умалчивается, что эти средства вовсе не предназначены для раздачи кому угодно. Это могут быть дотации некоммерческим организациям, гранты на научные исследования и т.п. – что угодно, только не «бесплатный сыр». От «получателя» требуется либо первоначальный взнос «на оформление участия в программе» либо информация, позволяющая бесконтрольно воспользоваться его средствами. В качестве иллюстрации Вейсс приводит такую историю (кстати, и вовсе обставленную без особых театральных эффектов). Некий владелец малого предприятия получил по телефону известие о том, что в рамках правительственной программы поддержки малого бизнеса ему предстоит получить весомый грант в размере нескольких десятков тысяч долларов. От «счастливчика», ошарашенного этой новостью, требовалось всего лишь назвать код доступа к своему банковскому счету – якобы для того, чтобы облегчить перевод денег. Надо ли говорить, что всего через несколько минут после звонка счет предпринимателя отнюдь не пополнился, напротив – обнулился.
Урок: почаще вспоминайте поговорку про бесплатный сыр - он, действительно, бывает только в мышеловке.
Уловка 2. Фальшивое патентование и продвижение на рынок - «Рога и Копыта» по-американски.
Предприниматели хорошо знают, что от креативного замысла до освоения рынка пролегает путь извилистый и тернистый, который не каждому по силам. И тут в дело вступают всевозможные патентные фирмы и фирмочки, готовые взять на себя громоздкую процедуру защиты интеллектуальной собственности и практической реализации деловой идеи вплоть до создания соответствующего сегмента рынка. Понятно, что такие услуги оказываются не безвозмездно, а за плату – впрочем, относительно скромную в сравнении с ожидаемой прибылью. Некоторые предприниматели, дабы облегчить себе жизнь и переложить непривычные обязанности на «экспертов», идут на такие расходы, которые очень скоро оборачиваются прямым убытком – под разными предлогами (невостребованность товара или услуги рынком, и т.п.) фирма фактически отказывается от выполнения своих обязательств либо и вовсе исчезает без следа.
Урок: желая доверить кому-то защиту и реализацию своей идеи, полагайтесь только на специалистов, хорошо зарекомендовавших себя в этой сфере; избегайте контактов с теми, кто навязывает свои услуги, но при этом скрывает свой опыт под предлогом коммерческой тайны.
Уловка 3. Доступный кредит
К этой уловке порой прибегают финансовые компании-однодневки, предлагающие кредиты всем, кто испытывает затруднения с инвестициями и по тем или иным причинам не может получить кредит в солидном банке. Процедура обмана аналогична уже описанной – от заемщика требуется относительно небольшой (в сравнении с суммой кредита) взнос «на открытие и обслуживание». Расставанием с этой суммой процедура как правило и ограничивается. В подобных ситуациях Вейсс советует задаться резонным вопросом: «Кто эти люди, готовые кредитовать меня без необходимых гарантий, когда больше никто на это не идет? Они что –самые гуманные или самые глупые?»
Урок: если солидные кредитные организации отказывают вам в займе, наивно рассчитывать, что на это пойдет кто-то другой. Вероятность, что отыщется такой глупец, ничтожна – скорее глупцом окажетесь вы.
Уловка 4. Легкая работа на себя по договору или на дому
Газеты и Интернет переполнены заманчивыми предложениями о том, как можно обогатиться, выращивая на собственном участке экзотические растения, собирая из поставляемых деталей дорогостоящие изделия, рассылая по бесчисленным адресам патентованные рецепты, и т.п. Обычно такие посулы привлекают людей, которые заинтересованы в высоких доходах, но прикованы к дому семейными обстоятельствами, преклонным возрастом или физическим недугом. Будущим миллионерам предлагается за умеренную плату закупить соответствующие семена, детали, рецепты и т.п. Всё это может быть им «честно» предоставлено. Правда, потом, как правило, выясняется, что из семян вырастают сорняки, сборка слишком трудоемка, а изделие не пользуется спросом, или рецепт может и вовсе заключаться в банальной инструкции по созданию новой «пирамиды»: «Разошлите это письмо по максимальному количеству адресов и ждите взносов».
Урок: в начале любого предприятия лежит изучение рынка, соответствующая профессиональная подготовка, тяжелый труд. Иначе не бывает! Или придется вспомнить, как называлась сказочная страна, в которой якобы растут денежные деревья…
Уловка 5. Уроки успеха
Мало кто обогатился, зато многие расстались со своими деньгами в результате посещения тренингов деловых навыков, семинаров личностного роста и прочих «уроков успеха», пользующихся нынче огромной популярностью. Разумеется, существуют по-настоящему эффективные тренинги и курсы, но по соседству с ними в пропорции тысяча к одному расцвели современные балаганы, которые, как встарь, специализируются на торговле лекарствами от всех болезней и заговаривании зубов, но в наукообразной упаковке. Большинство таких начинаний (весьма недешевых) не предлагают страждущим ничего кроме того, что можно почти бесплатно прочесть в популярных брошюрах по самосовершенствованию. Ясно, что обогащают эти затеи главным образом их организаторов.
Урок: не доверяйте пафосной саморекламе «учителей жизни». Если вы считаете, что не можете в своих начинаниях обойтись без полезных советов и упражнений, доверьтесь тем, кто похвалит вам своих учителей, а не самим учителям, расхваливающим себя. Если вчерашний неудачник вдруг пошел в гору, поинтересуйтесь, где он обрел источник своего успеха, и лишь потом сами припадайте к этому источнику. Имейте также в виду, что многие «гуру» на своих занятиях лишь детально пересказывают и обыгрывают содержание собственных книжек, которые стоят гораздо дешевле семинаров и тренингов. А учителю, не имеющему за душой собственной книжки, и вовсе доверять не стоит!
Автор: Степанов С.С.
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"