Специально обученные подстрекатели становятся востребованными практически во всех отраслях бизнеса. Если вам позвонит незнакомец и предложит по телефону новую высокооплачиваемую работу, не спешите радоваться и тем более соглашаться на собеседование. Не исключено, что это просто ваш шеф проверяет вашу лояльность. Дело в том, что в последнее время все чаще и чаще специалисты кадрового управления применяют еще одно эффективное, но подчас и шокирующее орудие –провокацию. Несмотря на явную аморальность новых технологий, отказываться от них никто не собирается. Напротив, спрос на качественных провокаторов с каждым днем только растет. Причем практически во всех направлениях бизнеса. Безграничные возможности провокаций по достоинству оценили маркетологи. Они разработали беспроигрышную схему по раскручиванию нового бреда. Мелкая компания всеми силами пытается раздразнить одного из крупнейших игроков рынка: копирует его логотип или слоган, размещает в прессе неполиткорректные высказывания о фирме-конкуренте или бросает ей открытый вызов – мол, мы круче. Методы не играют роли, главное – заставить «слона» обратить внимание на «моську» – подать иск в суд или хотя бы ответить на оскорбления. Как только это произойдет, о новой компании, дерзнувшей тягаться с гигантом бизнеса, узнает вся страна. «Такая форма провокации построена очень грамотно, – рассказала PR-менеджер рекламного агентства «R&I Group» Елена Новикова. – Руководство атакуемой корпорации ставится перед выбором: либо пропустить мимо ушей возмутительные действия конкурентов, и тем самым подмочить свою репутацию, либо отреагировать... и устроить им бесплатный PR. Обычно, склоняются к последнему». Маркетологи и рекламщики – не единственные, кто осмелился сыграть роль подстрекателей. Вслед за ними провокационными методиками заинтересовались кадровые менеджеры, которые стали использовать их для более тщательной проверки кандидатов на ту или иную должность. Во многих крупных компаниях собеседование о приеме на работу превращается в настоящую пытку. Кадровые менеджеры специально воссоздают стрессовую ситуацию, чтобы заставить кандидатов проявить себя с худшей стороны. Для начала просят соискателя несколько часов ждать приема, причем не в самых комфортных условиях: секретарша хамит, попить воды негде, выйти на улицу, а потом вернуться нельзя. Наконец, измученный кандидат попадает на ковер к менеджеру. «Тут уже все зависит от воображения работодателей. Руководители могут просто с каменным лицом слушать пламенные речи соискателя, а могут задавать очень скользкие вопросы, причем, как правило, в лоб, – рассказала ведущий специалист кадрового агентства «Bordin & Partners» Светлана Грознова. – Например, известно, что критиковать работодателя на собеседовании нельзя. А как быть, если интервьюер просит назвать пять причин, почему эта компания вам не нравится. Вот и выкручивайся из ситуации, как знаешь». Зачастую реагировать приходится и на более провокационные реплики:
«Почему у вас мешки под глазами? Вы не алкоголик? Мы знаем, за что вас уволили с прошлой работы. Может, сами расскажете, с чем связан ваш конфликт с руководством? Честно говоря, вы мне совершенно не нравитесь». Морально не подготовленный к такому приему человек тут же сознается во всех своих прошлых грехах, если они у него, конечно, были. А заодно и продемонстрирует уровень своего терпения, стрессоустойчивости, уверенности в собственных силах и желании работать в корпорации. «Возможно, это несколько жестоко, но в сложившейся ситуации просто необходимо, – убеждена г-жа Грознова. – К сожалению, многие соискатели, которые на самом деле ничего из себя не представляют, научились очень хорошо себя продавать, умело маскируя свои недостатки. Вот против них-то и направлено в основном провокационное собеседование». Провоцировать могут не только соискателей, но и уже работающий персонал. Если речь идет о сотрудниках, общающихся с клиентами, то к делу подключают так называемых «таинственных покупателей» или, как еще иногда их называют, споттеров. Обычно споттеры приходят в магазин как рядовые клиенты и оценивают качество работы персонала. Но по просьбе заказчиков могут устроить и настоящий скандал. Например, засыпать продавца-консультанта кучей глупых вопросов, пристать к нему с ворохом необоснованных претензий или просто нахамить. Словом, довести сотрудника до кипения и посмотреть, что он будет делать. «Реакция продавцов бывает разной: могут просто отшить клиента, могут позвать менеджера зала, а могут попытаться успокоить покупателя, предложить ему чашечку кофе, – рассказал директор споттерской компании
«Ревизоръ» Валерий Дроздов. – Такие проверки нужны, потому что у многих сотрудников все еще живет «совкое» хамство. Но это не означает, что персонал плохой. Это значит, что его просто недоучили. Поэтому мы стараемся не соглашаться на проверки, по итогам которых планируются увольнения». Впрочем, проверяют споттеры не только квалификацию продавцов, но и их склонность к воровству. Например, «таинственный покупатель» дает продавцу больше купюр, чем нужно, и ждет – вернут ли ему деньги. Иногда даже преднамеренно забывают в торговом зале кошелек. В этом случае, по мнению г-на Дроздова, главное - оставить портмоне в таком месте, где его найдут именно сотрудники магазина. Иначе эксперимент испортят жадные до чужого добра покупатели. Провоцируют и сотрудников офисов. Чаще всего руководство отправляет подстрекателей к тем подчиненным, которых хотят посвятить в финансовые тайны предприятия, или к тем специалистам, в обучение которых решили вложить дополнительные средства. «Провокационные технологии в этих случаях, как правило, довольно просты, – поделился исполнительный директор аудиторской компании «Оптимизация» Роман Проскуров. – Достаточно позвонить указанным сотрудникам и предложить им работу в конкурирующей фирме на более выгодных условиях. Если человек, услышав сумму на 200–300 долларов выше его нынешней зарплаты, побежит на собеседование, задрав хвост, доверять ему уже не будут». В последнее время провокациями занялись и психологи. Практикующие специалисты используют так называемые «провокативные» методики, чтобы заставить самого клиента признаться в абсурдности собственных проблем. «Выглядит это примерно так, – объясняет психолог Артур Гараганов. – Допустим, клиент боится мышей. Вместо того чтобы утешать и успокаивать человека, психолог начинает его раззадоривать: «Да, мышь – зверь страшный. Я слышал, они и человека насмерть загрызть могут». Как правило, пациент реагирует на такие слова резким возражением: «Быть такого не может! Мышь же маленькая». Все! Провокация удалась. Сам человек признал, что его страхи не имеют под собой реальной почвы, а значит, сделал первый шаг к избавлению от них». Этот метод также пользуется популярностью среди представителей бизнеса. Психолог-провокатор может помочь творческому коллективу в поиске новых решений, стимулировать креативные способности сотрудников. «Вы что, совсем ничего не смогли придумать? –«наезжает» спец по провокациям. – Видимо, все идеи вытекли через уши, когда вы оттягивались на корпоративной вечеринке». Возражая психологу, персонал компании начнет наперебой высказывать новые идеи: «Ну, кое-что мы все-таки сделали…» Казалось бы, зачем за подобными оскорблениями ходить к специалисту? Дозу «лечебной провокации» можно совершенно бесплатно получить и от собственного шефа, от родственников или от пассажиров в метро. На самом деле, стать профессиональным провокатором не так легко. В отличие от банальных хамов, психолог выдает негатив дозированно, щедро перемешивая его шутками. В результате исключается опасность травмировать психику и так не совсем здорового человека, и создается почва для его дальнейшего лечения. Стоит отметить, в законодательстве РФ наказания за подобные аморальные формы работы не предусмотрено. Более того, подстрекательство активно используется в государственных структурах. «Так называемая «полицейская провокация» – весьма эффективный метод оперативной работы, который используют с древних времен правоохранительные органы всех стран, – заявил «НИ» один из оперативников ГУВД Москвы. – Официально подобные методы у нас называются «оперативный эксперимент» и четко прописаны во второй главе федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Классический пример провокационного следственного эксперимента можно увидеть в легендарном отечественном сериале «Место встречи изменить нельзя». Шарапов, внедрившись в банду «Черная кошка», уговорил их главаря отправиться на спасение Фокса. В результате всю банду арестовали. Эксперты убеждены, что в ближайшее время специалисты-провокаторы появятся во всех отраслях бизнеса. Ведь эффективность их работы настолько высока, что бизнесмены готовы закрыть глаза на очевидную аморальность и жестокость подобных методик. Тем более, если они сами заняли свои высокие посты, пройдя через череду провокационных испытаний. |