Бизнес на вынос, или что отдать на аутсорсинг |
Современный рынок требует от своих участников оперативного и четкого реагирования на стремительно меняющуюся ситуацию, концентрации на основном виде деятельности. Оптимизировать затраты компании на непрофильные направления и повысить качество выполнения работы всех сегментов позволяет аутсорсинг.
В его основе лежит сотрудничество фирмы с некоторыми сторонними организациями, которые берут на себя задачи одного или нескольких подразделений. Преимуществом работы с компанией-аутсорсером является ее узкая специализация. Иначе говоря, фирма работает с партнером по бизнесу, который является профессионалом в своем деле, отслеживает все изменения в отрасли и эффективно на них реагирует. А это зачастую не в силах обеспечить целое подразделение внутри предприятия.
В результате функционирования схемы «фирма – фирма» выстраивается определенная сеть партнерских отношений. Ее основой является стремление к установлению прочных и длительных связей. Этот момент определяет необходимость взвешенно подходить к выбору аутсорсера.
Надежного партнера отличает, прежде всего, наличие современной технической и информационной базы, сформированной модели взаимодействия с заказчиками, а также способность корректировать работу, подстраиваясь под потребности клиента. Длительные отношения, особенно с известными компаниями, обычно служат залогом надежности аутсорсера и лучшей рекомендацией для потенциального клиента.
Необходимым условием эффективного сотрудничества является обеспечение конфиденциальности и сохранности информации заказчика, поэтому компании оговаривают подписание условий о неразглашении коммерческой тайны. Наилучшего результата следует ожидать, вынося за рамки предприятия именно те виды деятельности, которые требуют специального профессионального подхода, - например, корпоративных мероприятий, рекламной кампании, бухгалтерское сопровождение, рекрутинг персонала и производство комплектующих или всего оборудования.
Однако вывод на аутсорсинг подобных функции возможен лишь тогда, когда компания способна организовать у себя и выполнять функции службы заказчика (постановка задач, мониторинг, контроль, приемка результатов). А для этого, по мнению экспертов кадрового центра ЮНИТИ, имеющих богатый опыт работы по данной схеме, необходима наработанная культура взаимодействия с сервисными контрактами.
Китайский синдром. Популярность производственного аутсорсинга объясняется сокращением затрат на непосредственное изготовление продукта в его общей стоимости, благодаря чему высвобождаются дополнительные средства на маркетинг и научные исследования. Еще одной предпосылкой к использованию заказной системы является усложнение технологических процессов.
Если на первых этапах на подряд компании отдавали часть производственного процесса, нередко только обслуживающего основное направление деятельности (например, производство комплектующих), то в последние годы определились новые тенденции в разделении труда.
Ведущие игроки, держатели брендов, предпочитают не замораживать средства в основных фондах, а использовать их в сфере исследований и продвижения марок. В руки аутсорсеров, названия которых зачастую никому не знакомы, перешло производство. В итоге сформировался целый класс предприятий, ведущих массовый выпуск продукции, не обладая правом собственности на нее. Так, в российской косметической промышленности наравне с компаниями, осуществляющими изготовление товаров под заказ, действуют целые научно-исследовательские лаборатории, такие как "Низар", "Мезопласт", "Аквалан" и др. Эти организации, обладая соответствующей базой, ведут контрактные разработки новых средств.
Интересный факт: разделение труда уже действует в рамках мировой экономики, что приводит к специализации целых стран, таких как Китай и Индия, на аутсорсинге производства. Многие специалисты считают, что и для нашей страны есть смысл принять участие в таком «разделении труда». Преимуществом России, по их мнению, является территориальная близость к Европе. А основную проблему в этом процессе эксперты
"Концерна Научный центр" (КНЦ), уже ведущего контрактное производство в сфере электроники для таких компаний, как Fujitsu Siemens, TCL и Proview, видят в нехватке квалифицированных кадров.
Как улучшить бизнес. Широкое и эффективное применение аутсорсинга в промышленности обратило на себя внимание организаций непроизводственной сферы экономики. В результате появилось новое ответвление - аутсорсинг бизнес-процессов. Он дает возможность привлекать для решения задач ряд высококлассных специалистов, содержать которых в штате многим организациям не по карману.
Значимость маркетинга, как особого процесса, который оказывает влияние не только на сбыт продукции, но и на работу всей фирмы в целом, осознали в отечественном бизнесе не так давно. И именно данный вид деятельности одним из первых стали отдавать на аутсорсинг. Так, определением общественного мнения и предпочтений относительно различных продуктов занимаются центры социологических исследований. Их работа требует привлечения большого числа сотрудников для сбора информации.
Примером функционирования схемы «фирма - фирма» также могут служить рекламные агентства, специфика которых основывается на творческом подходе к своему делу. Каждый отдельный проект – это не только новая интересная идея, но и продукт, грамотно построенный с точки зрения психологии и художественного стиля.
Результат маркетинговой стратегии зависит от комплексного подхода, включающего в себя не только исследования, рекламу, но и мероприятия по продвижению сбыта. Все чаще проведение подобных корпоративных направлений доверяют PR-специалистам. Экспертов в данной области (отрасли достаточно молодой в России) не так много, а помимо профессиональных навыков в этой сфере необходимы налаженные контакты с каналами формирования общественного мнения. Как сообщают эксперты PR-агентства "Идеи и решения", наиболее популярной задачей компании-заказчика является знакомство с торговой маркой, продуктом или услугой как можно большей аудитории. В этом вопросе аутсорсеры действуют намного оперативней, затрачивая в 3-4 раза меньшее времени, чем понадобилось бы на выполнение этой задачи подразделению внутри предприятия.
Важный момент: при любых разногласиях разрешение споров в случае, когда сотрудничество строится по схеме «фирма - фирма», проходит менее болезненно, чем разрешение конфликтных ситуаций внутри компании. Заказчик может потребовать возмещения ущерба у организации-исполнителя, а своего работника он может только уволить. В связи с этим, по наблюдениям экспертов кадрового агентства «ЮНИТИ», критерии отбора персонала в фирму-аутсорсер более жестки, и культура работы ее сотрудников выше, чем у штатного персонала.
Инвестиции в кадры. Раскрученность бренда, имидж, деловые связи компании относятся к тому, что финансисты называют «гудвилом» – активами организации, которые не имеют материальных показателей, но тем не менее ощутимо влияют на результаты ее деятельности. Персонал компании также не учитывается в годовом балансе, но от него в максимальной степени зависит эффективность работы организации.
Тенденция последнего времени заключается в том, что компании стремятся больше инвестировать в персонал и готовы развивать профессионализм кадров. Пришло осознание того, что к подбору сотрудников стоит относиться серьезно. Безусловно, необходимость осуществлять поиск нужного специалиста возникает у предприятия далеко не каждый день. Однако многим организациям приходиться часто сталкиваться с ситуацией, когда поиск персонала собственными силами, даже с использованием СМИ, затягивается. Отсутствие специалиста приводит к неэффективному распределению обязанностей в организации. Поэтому на рынке широко востребованы услуги кадровых агентств.
«У рекрутинговой компании нет задачи заменить полностью HR-службу организации, - рассказывает консультант «ЮНИТИ» Юлия Винча. – Вообще отдел персонала занимается кадровым делопроизводством, подбором сотрудников, определением стратегии развития работников и специалистов. Рекрутеры же помогают профессионально решить прежде всего вопрос поиска людей. Специалисты агентства проводят отбор кандидатов в соответствии с предъявленными требованиями. Консультанты используют специально разработанные методики, осуществляя оценку профессиональных качеств соискателя и его личностных характеристик. В результате в короткие сроки заказчик получает несколько кандидатур, данные которых соответствуют запросам организации. Но этим функции агентства не ограничиваются. Дело в том, что прежде чем приступить к поиску сотрудников, рекрутер проводит кадровый консалтинг и объясняет работодателю, какой именно специалист требуется на открытую вакансию и какой круг обязанностей он должен выполнять».
Поддержание тесных связей, свойственных системе «фирма – фирма», позволяет аутсорсерам более полно оценить требования руководства в отношении персонала, уловить корпоративный дух организации. Результат же работы для профессиональных рекрутинговых агентств не заканчивается на этапе закрытия заявки компании. Поддерживая обратную связь с заказчиком, оно отслеживает деятельность нового сотрудника. Кроме того, по договору, подписанному с заказчиком, фирма предоставляет замену в случае, если подобранный им специалист по каким-либо причинам не пройдет испытательный срок.
Налоги посчитает партнер. Аутсорсинг в финансовой сфере особенно популярен в странах со сложным налоговым законодательством, среди которых Россия занимает не последнее место. Схема контрактного ведения бухгалтерского учета нашла у нас широкое распространение даже в сфере малого бизнеса.
Незрелость законодательной базы, постоянные поправки в Налоговый кодекс требуют от специалистов практически ежедневного отслеживания изменений и совершенствования профессиональной подготовки. Привлечение же в качестве партнера бухгалтерской или аудиторской службы обеспечивает ведение учета на высококлассном уровне.
При этом отсутствие необходимости содержать в штате специалиста позволяет избежать расходов на организацию рабочих мест, включающих аренду помещений, оснащение их технической и информационной базой и сэкономить на дополнительных мерах по повышению квалификации работников (а в этой сфере она необходима постоянно).
Стоимость услуг фирмы-аутсорсера зависит от набора выполняемых операций и масштабов деятельности предприятия: уровня выручки, численности работников, объема операций и документооборота. Как правило, организации не ограничиваются ведением бухгалтерского учета и отчетности, а также предоставляют консалтинговые услуги по вопросам налогообложения, планирования, бюджетирования. При необходимости партнер поможет наладить заказчику управленческий учет, провести анализ эффективности как предприятия в целом, так и отдельных его участков.
Важный момент: специалисты компании «Интеркомп» (финансовый и административный аутсорсинг) советуют обратить особое внимание при выборе аутсорсера на защиту внутренних сетей провайдера от проникновения через открытые каналы связи. Новая тенденция, направленная на специализацию бизнеса, пришла на смену поглощениям и слияниям компаний. Функции, от которых не зависят конкурентные позиции предприятия, перекладываются на аутсорсера. При замене части подразделений внешними связями облегчается организационная структура компании и повышается эффективность ее управления. А профессиональный подход партнера повышает результативность затрат на непрофильные виды деятельности, будь то производство, реклама, финансовое сопровождение или работа с персоналом. |
Автор: Кадровый центр «ЮНИТИ» |
Источник: www.unity.ru |
|
|