Вам часто приходится слышать о «командном духе», о том, что коллектив «должен быть командой» и о «гордости за свою команду»? Мне –очень. Слово «команда» стало очень модным, слегка потрёпанным и для многих непонятым. Вроде бы все знают, что «коллектив должен быть командой», психологи (извините за неприличное слово) проводят тренинги по «тимбилдингу». Массовики-затейники, пардон аниматоры, проводят «веревочные курсы» - все понимают, что надо «поднимать командный дух».
Но мало кто его видел, этот дух. Парадоксально, но некоторые из тех людей, которые, не подумав, говорят о командной работе, при виде настоящей командной работы приходят в ужас.
И действительно, сплочённая команда – штука очень опасная. Для её врагов. В этой статье я хочу показать вам без украшательств и долгих разглагольствований, что такое настоящая команда. Надеюсь, эти данные помогут кому-то разобраться в данном вопросе.
Итак, для того, чтобы была команда нужно несколько компонентов. И первое, что нужно понять – команда участвует в игре! Обязательный компонент игры – противник, не так ли? Возьмите спорт для примера, и вы это увидите. Команда моряков сражается со стихией, команда солдат –с врагом.
Игра – это не что-то, что делается «понарошку», профессиональные спортсмены это подтвердят. Игра, (по определению классика менеджмента Л. Рона Хаббарда) это деятельность в которой есть противник, барьеры, свободы и цели (призы). Любую такую деятельность можно назвать игрой.
Бизнес – тоже игра, не так ли?
Там есть призы – деньги, власть, положение в обществе, контроль, могущество. Есть свободы – возможности вести бизнес, законы, которые что-то разрешают. Есть барьеры – законы, правила и понятия, которые что-то запрещают. И есть противники.
Нет игры без противника. Но у многих бизнесменов, «команд», коллективов нет никаких врагов. Когда я говорю это данное на семинарах, некоторые люди смотрят на меня, как на новые ворота, и говорят «о чём это вы, надо жить мирно». Они не понимают самой сути игры. И никогда не смогут создать настоящую команду, если не изменят своего мышления.
Человек не может жить без игры. Если он не участвует в игре, он создаст её, найдя противника неосознанно. Либо он знает, что играет – либо просто враждует с кем-то или пытается превзойти кого-то. Это свойство человека.
Представьте такую картину. Муж и жена, вдвоём, пробираются через джунгли. Они опытные путешественники, так что их путь не невозможен, просто им сложно. У них есть противники – животные и растения. Они, возможно, выживают в условии недостатка каких-то вещей, еды, условий. Есть приз – сам конец путешествия, достижение цели, ощущение собственной крутости. Барьеры и свободы – правила поведения в джунглях. Хорошая игра. Эти люди, эта семья – команда.
Теперь поместите эту же семейную пару в пятизвёздочный отель, где самая внимательная прислуга на свете, а у них много-много денег. Заприте их в номере, пусть еду им приносит рум-сервис. Есть ли у них теперь игра? Очевидно, что нет. Так что, они её выдумают. И кого же они изберут в качестве противников? Друг друга, не так ли? Это уже не команда. Это уже две команды, они снова в игре. Правила – каждый за себя. Будут ли они ругаться? Думаю, что да – пусть через некоторое время. Просто для того, чтобы была игра. До тех пор, пока не появится фактор, против которого они смогут объёдиниться.
Помните старую шутку: «Ну, что, девочки, против кого дружите?».
Чем круче человек, тем круче противника он себе выбирает. Иначе неинтересно.
Есть одна цитата Л. Рона Хаббарда, которую я редко привожу на семинарах для рядовых сотрудников, но всегда упоминаю на мероприятиях для владельцев и первых руководителей бизнеса. Это данное Хаббард написал в 1982 году, после более, чем 30 лет управления международной организацией, работающей более, чем в 160 странах, - человек познаётся по калибру его врагов. Если они считают его опасным, значит, он является фигурой более крупной, нежели они.
Это настолько верно, что человек никогда не имевший никаких врагов, можно сказать и не жил по-настоящему. Вокруг столько плохих парней, которые посвятили свою жизнь разрушению того, что вы считаете ценным. А у них «нет врагов».
Такие люди просто не смеют поднять глаза. Они даже перестали быть фигурами в игре. Это сломанные куклы. Из этого определения команды можно сделать несколько интересных выводов. Один из них – человек, не согласный с руководством своей компании и с её целями, не является членом команды. По определению. Он должен либо полюбить цели этой команды (которые поставлены главнокомандующим), либо уйти. Это честный взгляд, не так ли?
Есть четыре явных признака, по которым можно обнаружить руководителя –кандидата на увольнение. Один из них – игра против владельцев. Он как бы ведёт собственную деятельность, не решаясь уйти, возможно, из страха потерять тёплое место. Его деятельность даже без злого умысла превратится в подрывную. Владелец не должен держать на посту такого руководителя, в надежде, что «рассосётся». Не рассосётся.
Замена членов персонала, которые не являются членами команды, или превращение их (любыми корректными способами) в полноценных сотрудников – жизненно важное дело для любого руководителя.
Беда лишь в том, что не все владельцы бизнеса чувствуют себя настолько уверенно, что могут точно сказать – это белое, это чёрное, и точка! |