ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
Чему учат истории успеха?
Секрет успеха, кажется, давно открыт – по крайней мере, если судить по многочисленным жизнеописаниям выдающихся личностей, сумевших достичь высот в науке, политике, искусстве и бизнесе. Ныне миллионы амбициозных молодых людей зачитываются этими сочинениями, рассчитывая последовать описанным в них примерам. «Наш герой родился в самой обычной семье, но благодаря своему таланту и упорству сумел пробиться к вершинам», - так начинается большинство подобных историй успеха. К сожалению, всё это – ерунда, совершенно бесполезная и уж никак не поучительная, - утверждает американский журналист и писатель Малькольм Глэдуэлл. Нет, не потому, что для успеха не нужны талант и упорство – еще как нужны! – просто успех складывается из многих слагаемых, в которых мы часто не отдаем себе отчета и которые далеко не всегда в нашей власти. Это наше происхождение, наследственность, среда, в которой мы растем, а главное – уроки, которые мы извлекаем из жизни даже тогда, когда нам кажется, будто мы ничему и не учимся… Глэдуэлл сам являет собой пример впечатляющего жизненного успеха. В детстве подававший большие надежды как легкоатлет, в спорте он, однако, не преуспел, карьеру начинал как заурядный журналист, зато сегодня является автором двух всемирных бестселлеров, которые принесли ему миллионные гонорары, позволили соперничать в популярности с поп-звездами и гастролировать с лекциями по всему миру, консультировать политиков и магнатов, а главное – вести свободный образ жизни, заниматься любимым делом даже не ради денег и славы, потому что они у него уже есть. В 2005 году журнал «Тайм» включил его в сотню самых влиятельных персон года. Это ли не успех! В конце ноября 2008 года увидела свет третья книга Малькольма Глэдуэлла, обещающая стать новым бестселлером и еще более повысить достаток и популярность автора. Если российские издатели решат выпустить ее перевод, то трудно переводимое с английского название книги, по-русски вероятно будет звучать: «К кому приходит успех?» В ней автор, опираясь на примеры поистине выдающихся личностей - от Моцарта до Била Гейтса, - предлагает свою формулу успеха, состоящую из нескольких слагаемых – очень важных, но ранее недооцененных. В этом отношении книга, даже не будучи сборником готовых рецептов, представляется очень поучительной для всех жаждущих успеха. Она помогает каждому осознать (а кое в чем при желании и повысить) свои шансы на пути к вершинам. Так каковы же слагаемые заветной формулы? Какие уроки можно извлечь из историй, рассказанных автором, который знает про успех не понаслышке, а на собственном опыте? Рассмотрим их по порядку. Практика важнее таланта. Не вызывает сомнений, что большинство преуспевших личностей обладают выдающимися способностями. В то же время далеко не все одаренные люди добиваются успеха. В чем же секрет? А нет никакого секрета! Все люди, добившиеся успеха в каком-то деле, практиковались в этом деле на протяжении многих часов, дней и лет. Знаменитый писатель-фантаст Рэй Брэдбери говорил: «Если вы хотите стать писателем – напишите миллион слов». Сам Брэдбери писал по тысяче слов ежедневно, начиная с 12-летнего возраста. 10 лет он писал рассказы, прежде чем первый его рассказ был принят издательством для публикации. Итогом его трудов стало множество почетных наград и миллионные тиражи бестселлеров. Глэдуэлл обращается к примеру Моцарта, чье музыкальное дарование, как принято считать, проявилось очень рано. Однако особенность дара самого Глэдуэлла отчасти, вероятно, состоит в его скептической направленности. Общепринятую точку зрения он смело подвергает сомнению. Известно, что Моцарт начал сочинять музыку в четыре года. А кто-нибудь слышал эти сочинения? Дотошный американец не поленился раскопать их в фонотеках и поразился их примитивизму. По существу это были даже не самостоятельные сочинения, а простенькие вариации музыкальных фраз, принадлежавших другим композиторам, старшим современникам Моцарта. К тому же существует серьезное подозрение, что и они сочинены не самим юным дарованием, а его отцом Леопольдом. Тот беззастенчиво использовал дарование сына как золотую жилу и, похоже, был не прочь его преувеличить. Вернее – несколько приуменьшить возраст юного исполнителя, дабы произвести более сильное впечатление на публику. Но ведь маленький Вольфганг Амадей действительно играл, и очень неплохо! Но это, по мнению Глэдуэлла, не аргумент. Согласно биографическим данным, с трехлетнего возраста мальчик проводил за музыкальным инструментом не менее трех часов ежедневно, то есть к шести годам, когда он впервые вышел на сцену, у него за плечами было 3500 часов упражнений и тренировок – многократно больше, чем у любого его сверстника. «Даже в блестящем случае Моцарта гений состоит не столько в исключительной прирожденной музыкальной одаренности, сколько в способности много и упорно трудиться, а также в благоприятно сложившихся обстоятельствах (каковыми тут выступало настойчивое влияние отца)». Интеллект – не главное! Высокий интеллект, или незаурядный ум, еще никому не помешал. Однако не он является залогом высоких творческих достижений. На Западе интеллект научились измерять с помощью специальных тестов. По их результатам вычисляется коэффициент интеллекта (IQ), который для заурядного человека средних способностей равен 100, а в своих максимальных значениях приближается к 200. «Я вырос в Канаде, где тестирование интеллекта не пользовалось популярностью, и каков мой IQ, мне просто неизвестно, - пишет Глэдуэлл. – вероятно, я из тех парней, кто просто «достаточно умен», и чтобы чего-то в жизни достичь, большего и не требуется». Любопытно, что средний IQ Нобелевских лауреатов вовсе не запредельно высок, а составляет «всего» 136 баллов. Да, действительно, это весьма высокий уровень, отличающий не более 1% населения. Но ведь даже 1% в масштабах планеты – это миллионы людей. Многие ли из них снискали известность своими достижениями?! Психологи утверждают, что IQ великого Эйнштейна был равен 200 баллам. Людей с таким интеллектом во всем мире – единицы. Но кто из них сравнился с Эйнштейном? В 1946 г. в США создали общество с загадочным названием «Менса» (по-латыни mensa означает «стол»). Впоследствии оно стало международным и к настоящему времени объединяет около 100 тысяч людей из сотни стран. Членом этого общества может стать любой человек, обладающий высоким IQ. Недавно был опубликован список десяти «самых высокоинтеллектуальных» членов этого клуба. И что же? Единственным широко известным за пределами узких кругов из этого списка оказался писатель-фантаст Айзек Азимов. В Книге рекордов Гиннесса самый высокий IQ – 228 ( ! ) зафиксирован в 1989 г. у десятилетней американки Мэрилин Во Саван. Сейчас она журналистка, входит в вышеназванный «топ» Mensa International. И всё. Больше никаких супердостижений. Второе место в мире по коэффициенту интеллекта занимает и вовсе безвестная домохозяйка из Бразилии. Недавно в прессе промелькнуло сообщение о болгарке Даниэле Симидчиевой, чей IQ равен эйнштейновскому и составляет 200 баллов. За свою жизнь Семидчиева получила пять магистерских степеней в различных областях знания. Сегодня одна из самых умных женщин планеты (по рейтингу того же общества «Менса»), мать троих детей, пребывает в статусе домохозяйки, - потенциальных работодателей столь экзотический пункт в ее резюме, как высочайший IQ, похоже, не столько привлекает, сколько отпугивает. Впрочем, по словам Семидчиевой, даже в те времена, когда у нее была работа, самая большая зарплата, которую она получала, не превышала 150 долларов в месяц. От безысходности магистр пяти наук подумывает податься в уборщицы. Создается впечатление, что судьбу интеллектуалов точнее всего описывает классическая формула «горе от ума». Для исполнения рутинных трудовых процедур их ум избыточен. Но, оказывается, и для лидерских позиций он тоже не требуется. Вывод: не стоит сетовать на недостаток способностей, полагая, что успех приходит только к сверх-одаренным. Вероятно, большинство из нас могут повторить вслед за Малькольмом Глэдуэллом: «Наверное, я из тех парней, кто просто «достаточно умен». Остается только делом доказать, что действительно достаточно. «В юности не стал чемпионом по бегу не потому, что мне недоставало физических способностей, - заключает Глэдуэлл. – Меня подвел недостаток воли к победе и стойкости к неудачам. Зато в литературном творчестве на ниве науки мне некого было обгонять, и я сумел найти свой путь – похоже, весьма успешный». Поистине поучительный пример!
Автор: Степанов С.С.
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"