Эффективность руководителя - оценка и самооценка |
Трезвая, адекватная самооценка – важное качество зрелой, состоявшейся личности. В силу этого психологи уделяют большое внимание формированию самооценки в детстве. При этом многие специалисты отмечают, что проблема самооценки не менее актуальна и для взрослого человека, особенно того, кому удалось достичь высокого социального статуса – возглавить какое-либо учреждение или организацию. Ведь руководитель с неадекватной самооценкой не в состоянии отдать себе отчет в достоинствах и слабостях своего руководства, а это чревато снижением эффективности работы и его самого, и руководимого им учреждения. И напротив – трезвый взгляд на себя, чуждый самолюбования и самоуничижения, помогает сполна реализовать свои достоинства и компенсировать слабости. Как же добиться такого взгляда, и что может этому помешать?
Психологи справедливо указывают, что самооценка, которая начинает формироваться у человека еще в детские годы, складывается в основном под влиянием внешних оценок – тех, которые дают нам другие люди, особенно те, кого мы уважаем, чьим мнением дорожим. Этот психологический механизм продолжает действовать и в зрелые годы – самооценка вырастает не «изнутри», а «извне», постоянно уточняется и корректируется окружающими. Например, возомнив себя гением или героем, трудно придерживаться такой высокой самооценки, если никто не готов с ней согласиться. Но люди, прежде чем разразиться аплодисментами, вправе спросить: «А покажи-ка нам шедевр, который ты создал, расскажи о подвиге, который совершил! И тогда уж мы сами оценим, что есть в твоих деяниях действительно гениального или героического…» То есть внешние оценки определяются не нашим самомнением, а тем, что мы способны миру предъявить, - нашими поступками и свершениями.
Много лет назад выдающийся американский психолог У. Джемс вывел формулу, согласно которой самоуважение человека можно представить в виде дроби, числитель которой составляют его реальные достижения, а знаменатель – его амбиции и притязания. Иными словами, самый надежный способ повышения самооценки (лучше которого за прошедшее столетие никем не предложено) – с одной стороны, не завышать свои притязания, с другой – добиваться реальных, ощутимых успехов. Если, образно говоря, поставить телегу впереди лошади, то есть культивировать высокую самооценку в отсутствие действительных успехов да еще на фоне завышенных амбиций, это путь не столько к благополучию, сколько в противоположном направлении – к депрессии и неврозу.
Джемс, вошедший в историю психологии скорее как мыслитель, нежели исследователь, своими суждениями лишь наметил многие направления последующих психологических изысканий. Опираясь на его идеи, психологи ХХ века провели множество интересных экспериментов и наблюдений, касающихся самосознания и самооценки. И установили: когда эти оценки, которые дают человеку окружающие люди, не опираются на реальные заслуги и достоинства, высокая самооценка, конечно, может сформироваться, но в этом случае она имеет невротический характер и часто принимает форму спесивого самолюбования и презрения (порой весьма агрессивного) к окружающим. Понятно, что налаживанию взаимоотношений с людьми такая позиция не способствует. Рано или поздно человек становится изгоем. А можно ли это назвать жизненным успехом?
Психолог Никлас Элмер из Лондонской школы экономики установил, что люди с завышенной самооценкой гораздо более склонны придерживаться расистских взглядов, а также отличаются повышенной агрессивностью, нередко приводящей к противоправным насильственным действиям. У заключенных английских тюрем невысокая самооценка встречается редко, завышенная – гораздо чаще. Те, кто считают себя достойными всяческих благ, часто готовы добиваться их за счет окружающих, любыми средствами, в том числе нечистоплотными и даже противоправными. А такой путь ведет не к вершинам жизненного успеха, а к общественной изоляции, порой в самом буквальном смысле – за тюремной решеткой.
Минусы заниженной самооценки очевидны и бесспорны, и было бы неправильно призывать людей к самоунижению. Верно сказано: «Если вы сами невысоко себя цените, мир не предложит вам ни гроша больше». Человек, который сам себя не любит, тем самым невольно провоцирует аналогичное отношение окружающих. Но, оказывается, и нереалистично завышенная самооценка чревата неприятностями. Идеалом, как и в большинстве подобных случаев, выступает «золотая середина» - умеренная, адекватная самооценка, соизмеримая с реальными достоинствами и достижениями. Вместо того, чтобы безосновательно пыжиться от самодовольства, необходимо трезво отдать себе отчет в своих сильных и слабых сторонах, дабы разумно культивировать первое и компенсировать второе. Надо помнить: самоуважение, не подкрепленное уважением окружающих, подобно мыльному пузырю, яркому снаружи, но пустому внутри, который к тому же рано или поздно лопается. И заботиться следует не о раздувании этого пузыря, а о том, чтобы заслужить одобрение со стороны тех, чьим мнением мы дорожим. Понятно, что для этого необходимо на деле продемонстрировать свои достоинства. И тогда адекватная, здоровая самооценка сложится не из эмоций, а из фактов.
Руководителю, который формально наделен высоким статусом, порой бывает нелегко согласовать самооценку с ее внешним «подкреплением». Казалось бы, сама руководящая должность должно свидетельствовать о наличии у ее обладателя высоких достоинств и служить порукой правильности его поведения. «Я – начальник, значит не могу быть неправ, и тем, чье звание ниже, не по чину меня судить». Такое противопоставление представляет собой одну из форм так называемой психологической защиты, детально изученной еще в начале прошлого века З.Фрейдом и его последователями. Цель психологической защиты – ограждение собственного Я от переживаний, которые могли бы его уязвить. Любому человеку необходимо ощущение собственной значимости, достоинства. Когда возникает опасение, что сигналы из внешнего мира (исходящие от других людей) могут подорвать это ощущение, то такие сигналы игнорируются или искажаются. Например, окружающим в силу их невысокого статуса, недостаточного опыта, юного возраста и т.п. бывает отказано в праве выносить суждения и оценки. Однако личностная зрелость и профессиональная компетентность руководителя, наверное, отчасти и состоит в способности адекватно воспринимать как поощрения, так и упреки со стороны окружающих.
Добрые слова приятны каждому, критику не любит никто. Более того - к людям, которые расточают нам похвалы, мы проникаемся симпатией и даже готовы приписать им достоинства, которых они никак не проявили. Французский моралист Ларошфуко иронизировал: “Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп”. И напротив - те, кто указывает на наши недостатки, лишаются нашей симпатии, начинают казаться людьми недобрыми и неприятными.
С позиции здравого смысла отношение должно бы быть совсем иным. За похвалами очень часто кроется корыстная лесть. С ее помощью нас пытаются задобрить, размягчить, чтобы потом этим воспользоваться. А не вполне заслуженная или преувеличенная похвала нередко таит издевку, которую мы даже не распознаем за ласкающими самолюбие словами. Поэтому, когда вас слишком ретиво гладят по головке, нелишне задаться вопросом: не ирония ли это, а может быть - аванс, который потом придется сторицей отрабатывать? Но даже самая искренняя и заслуженная похвала практически бесполезна. Она может порадовать, однако лишь констатирует наши достоинства и достижения, ничего к ним не прибавляя.
По-настоящему хорошее отношение, как это ни покажется парадоксально, может проявиться в трезвой и конструктивной критике. Если меня критикуют - значит верят в мою способность исправиться, стать лучше, восполнить упущения. Необходимо отдать себе отчет: поскольку никто не безупречен, то и у меня бывают промахи, ошибки, а кое-какие мои черты мешают мне ладить с людьми и добиваться успеха. И если меня никто никогда не критикует, то либо боятся (а значит не преминут при удобном случае подставить подножку), либо мною просто пренебрегают.
Конечно, мотивы критикующего могут быть и не самыми добрыми: усмотрев уязвимую точку, он стремится на нее побольнее надавить, чтобы меня обидеть, самоутвердиться за мой счет, и т.п. Но даже такой болезненный укол, независимо от того, чем он вызван, можно обратить себе на пользу. Критика в мой адрес делает меня сильнее, так как позволяет увидеть и устранить то, что мешает мне достичь успеха и на что я сам не сумел обратить внимания. Поэтому указания на мои слабости полезны, даже если преподносятся в обидной форме. Тут главное отделить форму от содержания. Содержание замечаний - это источник и стимул самосовершенствования. Ну а форма…
Приятно, конечно, когда меня окружают деликатные люди, умеющие указать на мои промахи, не задевая моего достоинства. Увы, не все люди таковы, некоторые просто плохо воспитаны. А кое-кто даже нарочно стремится облечь свои упреки в оскорбительную форму. К ним в самом деле трудно испытывать симпатию, хотя, по зрелому размышлению, даже их следовало бы поблагодарить. Надо просто понимать, что злая ирония, оскорбления, ругань характеризуют не меня, а ругающегося. Скорее всего, это проявление каких-то его скрытых комплексов, нерешенных собственных проблем, накопившегося раздражения, которое он и вымещает на других. Ну, и не надо его проблемы превращать в свои…
Конечно, руководителю нечасто приходится сталкиваться с прямой и открытой критикой со стороны подчиненных. Те, опасаясь впасть в немилость, чаще проявляют свои негативные реакции в форме саботажа руководящих указаний либо, как это ни парадоксально, в виде подчеркнутого подобострастия и грубой лести. И то и другое должно послужить руководителю настораживающим сигналом, стимулом для коррекции самооценки. Когда ваши требования и пожелания исполняют неохотно, спустя рукава, - значит вас недооценивают как руководителя. Но и приторно позитивные реакции – тоже повод задуматься: почему люди стремятся заручиться вашим расположением таким способом? Не потому ли, что не считают вас объективным здравомыслящим специалистом, высоко компетентным в своем деле? Значит настало время кое-что перестроить в своей деятельности и в отношениях с людьми. По крайней мере, пора серьезно задуматься над источниками и слагаемыми своей самооценки. Впрочем, это никогда не лишне… |
Автор: Степанов С.С. |
|
|