ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
Свой среди чужих
Среднестатистический американец на протяжении своей жизни 7-8 раз меняет место работы, всякий раз стремясь найти более выгодные условия. Считается нормальным, когда человек переезжает в другой город, даже на другой конец страны, если ему предложат должность с окладом повыше, чем на прежнем месте. Иначе обстоит дело в Японии, где принято, в юности нанявшись в какую-то фирму, посвятить служению ей всю жизнь и на склоне лет с почетом выйти на пенсию. На человека зрелых лет, меняющего работу, японцы смотрят подозрительно: отчего не ужился на прежнем месте? Долгие годы наш менталитет был скорее восточным – человека, сменившего несколько мест работы, неодобрительно называли «летуном». В изменившихся экономических условиях меняется и наше мироощущение. Сегодня никого не удивляет, если человек, полностью себя реализовав в каком-то начинании, подыскивает себе новое в расчете достичь новых высот. Но такие перемены, даже становясь привычными, не избавляют от многих психологических проблем. Обосновавшись на новом месте работы, вы в дополнение к новым обязанностям, корпоративным стандартам и непривычному интерьеру получаете еще и новых коллег, вернее – целый коллектив, который сложился задолго до вашего прихода и в котором вам предстоит занять свое место. Это место определяется не столько статусом вашей должности в штатном расписании, сколько психологическими особенностями самой группы и вашим умением к ним подстроиться. От того, насколько вам удастся вписаться в коллектив, зависят и ваши профессиональные успехи, и общее ощущение удовлетворенности от работы. Многие жалуются, что подолгу чувствуют себя чужими на новом месте. А иные и вовсе оказываются в незавидной роли всеобщего посмешища, изгоя или «мальчика для битья», хотя, казалось бы, ничем такого отношения не заслужили. Дабы этого избежать, попробуем разобраться в тех психологических механизмах, которые определяют присвоение новичку той или иной роли. Отношения с новыми коллегами во многом складываются под влиянием того первого впечатления, которое вы произведете в первые несколько минут общения. Помните: второго шанса произвести первое впечатление у вас уже не будет. Информацию для своих суждений о вас новые коллеги безотчетно извлекают из вашего внешнего облика, выражения лица, манеры держаться и говорить, из первых произнесенных вами слов. Поэтому в оформлении своей внешности постарайтесь учесть, как принято одеваться на новом месте работы (это желательно исподволь выяснить заранее). Несоответствие общепринятому стилю – излишне строгий, подчеркнуто дорогой, или напротив слишком вольный, эксцентричный костюм – может сразу создать впечатление «не такого, как мы», чужака. Следите и за своей мимикой, своими манерами – постарайтесь не произвести впечатление человека угрюмого, нервного, развязного или грубого. Но и не злоупотребляйте «карнегианской» улыбкой – наш менталитет все-таки отличается от американского, и широкую улыбку без видимой причины у нас воспринимают настороженно. Лучше, если это будет сдержанная полуулыбка, демонстрирующая ваше доброе расположение духа и расположенность к общению. В одном Карнеги, пожалуй, прав – хмурое лицо ни у кого не вызывает симпатии. Не надо, однако, строить иллюзий насчет того, будто вам сразу удастся расположить к себе всех и каждого. Хотя Дейл Карнеги и его многочисленные последователи настаивают, что такое возможно и желательно, жизнь на самом деле оказывается гораздо сложнее. Тут, наверное, был прав другой американец, Герберт Своуп, который говорил: «Не существует формулы успеха, зато есть верная формула неудачи – попробуйте всем понравиться». Разные люди ценят в других разные качества, и то, что привлечет к вам одного, может оттолкнуть другого. Так что постарайтесь вести себя естественно, не притворяясь и не набивая себе цену. Даже если вы обладаете неплохими актерскими способностями и за счет этого сумеете на первых порах произвести выигрышное впечатление, долго лицедействовать вам все равно не удастся – рано или поздно проявится ваше подлинное лицо. Так что не слишком усердствуйте, дабы потом не прослыть притворщиком и лицемером. Вести себя естественно не означает, однако, абсолютно раскованно: будьте самим собой, но держитесь в определенных рамках. Поначалу больше присматривайтесь и прислушивайтесь – как принято себя вести на новом месте, что здесь считается позволительным, а что – недопустимым. В некоторых фирмах приняты регламентированные нормы корпоративной этики, но большинство правил – негласные, и с ними вам предстоит освоиться. Постарайтесь разобраться, как здесь принято обращаться друг к другу, насколько серьезна атмосфера и уместен ли в ней юмор (неудачная шутка может надолго испортить вашу репутацию!), допустимы ли личные телефонные разговоры в служебное время, каково отношение к курящим, и т.д., и т.п. В любом неясном случае поступайте согласно английской поговорке: «Оказавшись в Риме, веди себя как римляне». Даже если что-то в новом коллективе кажется вам слишком непривычным, странным или даже вовсе вас не устраивает, не спешите выступать с возражениями и критикой. В конце концов, безупречные с вашей точки зрения порядки вы могли бы завести на том предприятии, которое сами и возглавили бы. А если вы еще не доросли до таких высот, просто примите то, что сложилось до вас. Возможно, впоследствии, когда вы уже приобретете репутацию авторитетного специалиста, вам и удастся что-то предпринять для изменения обстановки. Но в любом случае начинать с этого не следует, чтобы не прослыть критиканом и скандалистом. Наверняка в первые же дни в общении с коллегами зайдет речь о вашем прошлом месте работы, в частности – о причинах вашего ухода оттуда. Рассказывая об этом, подчеркивайте тот положительный опыт, который вам удалось приобрести на прежнем месте. А вот даже если ваш уход был связан не с самыми благоприятными обстоятельствами, и у вас накопились претензии к бывшим коллегам и начальству, - не спешите этим делиться. Во-первых, ваша неуживчивость в любом случае говорит не в вашу пользу, а во-вторых, люди чувствуют: если вы щедры на упреки другим, то и про них самих, возможно, потом станете отзываться нелестно. Понятно, что доверия к вам это не прибавит. Все эти психологические рекомендации, однако, меркнут перед самой важной проблемой. Расположение коллег и начальства складывается не столько под влиянием ваших личных качеств и манер, сколько на основе ваших профессиональных достижений. Верно говорят в Одессе: «Хороший парень – это не профессия». Постарайтесь с самого начала продемонстрировать, что вы специалист в своем деле и готовы оправдать возложенные на вас надежды. А для этого надо деловито и эффективно работать. В конце концов, вы ведь для этого сюда пришли!
Автор: С.Степанов
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"