ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
Воспитываем наследника
Классический образ мировой литературы – беспутный наследник, проматывающий родительское состояние. Да и в реальной жизни такие примеры нередки. Унаследовав преуспевающее предприятие и крупный капитал, далеко не каждый умеет закрепить и приумножить успех, гораздо чаще и дело катится под откос, и деньги утекают сквозь пальцы. Психологи находят этому вполне понятное объяснение. Человек мало ценит то, что достается ему легко и во множестве. Так, большинство крупных выигрышей в лотерею проматываются быстро и бездарно. А ведь наследство в чем-то сродни такому выигрышу. Рождение в обеспеченной, преуспевающей семье – само по себе выигрышный билет в жизненной лотерее. Но не каждому дано им разумно распорядиться. Многие родители, коли им удалось своей целеустремленностью и предприимчивостью добиться немалых благ, рано или поздно начинают задумываться о семейной преемственности успеха. Сами воспитанные в малогабаритных квартирках на скромную зарплату (а кто, скажите, в прежние времена мог похвастаться настоящим финансовым успехом?!), они положили немало трудов, чтобы обеспечить себе и своим детям место под солнцем. И передать нажитое детям хотелось бы не для бездумных трат, а для закрепления достигнутого. Но для этого необходимо вырастить ребенка не иждивенцем, а человеком деятельным и предприимчивым. А это невероятно трудная задача. Не так уж трудно пробудить у бедняка стремление к достатку. А вот того, кто с малолетства привык считать достаток нормой жизни, замотивировать непросто. Стали уже банальностью сетования на неблагодарность растущих детей, которые не умеют ценить предоставленных им благ. Питаются и одеваются они гораздо лучше, чем родители в их годы, да и для развлечений и путешествий возможности имеют такие, какие родителям в свое время и не снились. Но для родителей все эти возможности – результат их усилий, а для детей – будничные условия существования. Как вы сами относитесь к струйке воды, которая без всякого вашего усилия льется из-под крана? Чтобы ее по-настоящему оценить, надо не одно ведро своими руками вытащить из колодца. А когда вы в последний раз подходили к колодцу?.. Нечто похожее происходит и в сознании детей. В одном из популярных еженедельников недавно была опубликована статья под броским названием “Как сделать ребенка богатым”. Суть ее сводилась в небезынтересным, хотя и небесспорным рекомендациям, как привить ребенку навыки обращения с деньгами. Но сам заявленный вопрос фактически остался без ответа. Ибо тут очень трудно дать конкретные рекомендации: слишком уж неопределенны категории богатства и бедности. Тут главное понять: это категории не столько материальные, финансовые, сколько психологические. Богатым или бедным человек может себя ощущать почти независимо от того, какой денежной суммой он располагает. Сделать ребенка богатым означает научить его спокойно и рационально оперировать теми средствами, которыми он способен владеть. Деньги - лишь инструмент удовлетворения желаний. А раз так, нужно, чтобы тот, кто их зарабатывает и тратит, имел голову на плечах, то есть умел трезво соизмерять свои потребности и возможности. По сути дела, это одна из важнейших сторон становления личности. Она отнюдь не исчерпывается своим финансовым аспектом, а касается широкого круга психологических механизмов постановки и достижения целей. Умение правильно распоряжаться финансами - не врожденное свойство, а навык, который формируется, как и любой другой. Задача взрослых - помочь детям научиться разумно обращаться с деньгами: расходовать, а не сорить ими, экономить, но не быть скрягами, ценить деньги, а не поклоняться им. Однако эта задача не так проста, как может показаться. Ведь дело даже не в том, давать или не давать ребенку деньги, давать много или мало. В отношении денег семья может принять любую стратегию, но, как ни странно, на мировоззрение ребенка это едва ли окажет серьезное влияние. Известны примеры людей, которые с детских лет свободно (и не всегда разумно) распоряжались немалыми деньгами, однако выросли людьми рассудительными, надежными и ответственными, как сберегательная касса. И наоборот, дети, воспитанные в строгости, иной раз вырастают людьми легкомысленными и небрежными. Воспитание в соответствии с самыми разумными правилами экономии вовсе не гарантирует положительного результата. Одни дети, воспитанные таким образом, вырастают солидными и ответственными людьми, другие, напротив, - жадными либо безалаберными. Иными словами, дети могут расти в почти одинаковых условиях, но со временем будут сильно отличаться друг от друга в своем отношении к деньгам. Один будет прочно стоять на ногах даже при незначительных средствах, потому что умеет распоряжаться ими. Другой, даже зарабатывая гораздо больше, будет вечно балансировать на грани разорения. Причина этого кроется в забытой нами истине, что деньги - это всего лишь средство, инструмент для исполнения наших желаний. Известный психолог Алан Фромм по этому поводу пишет: “Искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания. Чем меньше мы разбираемся в себе и понимаем свои хотения, тем меньше мы можем управлять ими, а значит, и своими деньгами, которые необходимы для их удовлетворения… Можно по-разному отвечать на бесчисленные вопросы по поводу денег, но самое важное - сконцентрировать наши усилия на развитии психологической зрелости ребенка. Если попадем в “яблочко” как с точки зрения психологической, так и материальной, жизнь будет обходиться ему дешевле. А взрослый, уравновешенный человек способен во многом отказать себе, умеет отложить свои желания на какой-то срок, пойти на компромиссы и чувствовать себя при этом абсолютно довольным жизнью”. А все конкретные рекомендации - скорее средства достижения этой цели. Среди этих советов нет универсальных, ведь в каждой семье - свои традиции, своя система ценностей, свой жизненный стиль. Тем не менее, к кое-каким советам прислушаться небесполезно. Сегодня все более утверждается мнение, что растущий человек едва ли не с первых шагов должен существовать в едином для всей семьи информационно-ситуационном поле, иметь свое, адаптированное к возрастным возможностям представление о том, как живут родители, что их тревожит, о чем они мечтают. Это относится практически ко всем аспектам жизни и к денежному - не в последнюю очередь. Большинство психологов на Западе приходят к выводу, что чем раньше у ребенка появятся свои “карманные” деньги, тем лучше и быстрее он адаптируется к взрослой жизни. По поводу возрастной границы мнения расходятся. Вероятно, следует признать целесообразным такой подход, при котором первые небольшие денежные суммы появляются в распоряжении ребенка в 5-6 лет. Раньше он просто не в состоянии осмыслить реальное значение денег, они выступают для него скорее игрушками наподобие фантиков, а стимулировать такое отношение вряд ли разумно. В 5-6 лет ребенок уже вполне способен оперировать элементарными экономическими категориями. Хотя на их полноценное освоение уйдут еще многие годы. Это не значит, что детям более младшего возраста денег давать нельзя. Но и не нужно ранее этого срока ждать от ребенка разумного обращения с деньгами. Школьнику, если бюджет семьи это позволяет, вполне можно выделить некоторую сумму на карманные расходы. Причем эти средства выделяются не как “целевое пособие” - скажем, на школьный завтрак, а именно как “свободные деньги” на удовлетворение спонтанно возникающих потребностей. При этом родители должны отдавать себе отчет, что это будут расходы, с точки зрения взрослых, не самые разумные. Если ребенок в семье обеспечен всем необходимым, то он скорее всего купит то, что родители необходимы не считают. В самом деле, зачем он станет покупать себе лишний апельсин, когда его и так купят родители. скорее он предпочтет яркий леденец (от которого, о ужас!, расстраивается пищеварение и портятся зубы) или набор наклеек с кадрами из любимого мультфильма. Но в этом поведение ребенка не так уж отличается от поведения многих взрослых, которые покупают не самые нужные вещи, поддавшись рекламным соблазнам либо чтобы не ударить в грязь лицом перед товарищами. Ведь недаром говорят, что взрослые отличаются от детей лишь стоимостью своих игрушек. Увлечение мультфильмами и леденцами с возрастом обязательно пройдет, а отработанный на них навык считать деньги останется. А чтобы его усвоить, ребенок с самого начала должен понимать: деньги - ресурс ограниченный. Поэтому совершенно недопустимо “подбрасывать” ему некоторую сумму от случая к случаю, когда попросит. Лучше сразу взять за правило: определенная сумма выделяется на определенный срок. Ведь и мы в своем взрослом мире живем по этому закону, мало кто может черпать из неиссякаемого источника. Масштаб суммы даже не очень важен, он определяется возможностями семьи. Хотя чрезмерная щедрость тут неуместна: лучше сразу договориться, что дорогие покупки делаются совместно с родителями. Следуя рекомендациям психологов, американские и западноевропейские родители часто открывают на имя ребенка счет в банке в тот момент, когда он идет в школу, и он регулярно вносит небольшие суммы - допустим, по доллару. Его не заставляют это делать, но убеждают, что это правильно и хорошо. И он постепенно сам проникается уверенностью в этом, когда спустя некоторое время на счете собирается достаточно денег, чтобы осуществить какое-то желание. Родители проявляют тактичность и в том, что не навязывают свое мнение относительно нужности или ненужности покупки. Поступит ребенок разумно - замечательно, сделает глупость - тоже хорошо, потому что он запомнит испытанное разочарование и в голове его прочно отложится: один доллар нельзя потратить дважды - точно так же, к слову сказать, как и рубль. При этом условии деньги становятся инструментом воспитания ответственности, серьезного к ним отношения, обиходной техники обращения с ними. Далеко не бесспорный вопрос, должен ли ребенок сам зарабатывать деньги. Существует ли сегодня в наших условиях для маленького человека способ, не подвергая себя опасностям и унижениям, достойно заработать? Ответ на этот вопрос придется долго искать. Сомнителен и такой педагогический прием, как получение ребенком платы за домашнюю работу или учебные успехи. Действительно, за рубежом даже весьма обеспеченные родители платят детям за вымытую посуду или вычищенную обувь. Но не всякий опыт, наверное, следует перенимать. Иначе не рискуем ли мы вырастить корыстного дельца, который даже для близких палец о палец не ударит бесплатно? А отмечать “гонораром” школьные успехи - значит, заведомо подменять познавательную мотивацию учения сугубо внешним, прагматичным мотивом. По мнению многих отечественных психологов, это если и приводит к успехам, то тоже чисто внешним, а полноценного усвоения учебного материала не происходит. Вероятно, оптимален такой подход, при котором деньги выделяются ребенку родителями как его полноправная доля в семейных расходах. Когда семейная жизнь течет нормально, складывается особый психологический механизм - удовлетворение от того, что ты поступил правильно, добросовестно выполнил свои обязанности, достиг нужных результатов. Подключение к этому тонкому процессу денежных интересов может и вправду все испортить. У ребенка должно сложиться ощущение осмысленной, правильной жизни в ее общем течении и убеждение в том, что это и есть самый надежный путь к исполнению желаний. Это и есть главная цель воспитания. А деньги, их количество - вопрос частный. Если достигнута главная цель, повзрослевший ребенок наверняка будет богат.
Автор: С.Степанов
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"