01.05.2002 09:00:09Как правильно вести бизнес во Франции
Франция. .. Эта страна издавна славится своими культурными традициями, превосходными винами, изысканной кухней и прекрасным языком. Теперь Франция - один из важнейших в мире деловых партнеров. Тем не менее о французских особенностях ведения бизнеса европейцы зачастую осведомлены меньше, чем, скажем, об американских. Как пишут "Ведомости", первая трудность, с которой можно столкнуться, приехав на переговоры во Францию, - это языковой барьер. Деловое общение на английском пока не стало для французских предпринимателей такой же нормой, как во многих других странах. Поэтому нужно быть готовым вести переговоры на французском языке или позаботиться о переводчике. Кроме того, в некоторых случаях целесообразно присутствие на переговорах юриста, знающего французский язык: местные законы довольно сложны, многие виды сделок могут осуществляться только с разрешения властей. Во Франции не принято вести переговоры в раскованной манере, как это делают, скажем, американцы. Здесь более уместен официальный стиль с соблюдением делового этикета. Например, не стоит называть собеседника по имени, если только такое предложение не исходит от него самого. Во время переговоров французы любят поговорить на абстрактные темы. Ход беседы развивается от общего к частному - совершенно не так, как это принято у немцев или американцев, которые любят сразу взять быка за рога. Французы сначала заведут разговор о целях деятельности своей компании, потом расскажут об основных принципах работы, затем речь пойдет о предмете сделки, и только после этого можно переходить к обсуждению деталей. На переговорах следует держаться уверенно, но ни в коем случае не вызывающе. При подготовке к встрече необходимо прежде всего выстроить четкую и безупречно логичную аргументацию своей позиции - именно это больше всего ценят французские партнеры. Манера ведения переговоров должна быть сдержанной, а изложение позиции - основываться на последовательно подобранных фактах и четкой логике. Большой плюс в глазах французского бизнесмена - владение элементарными навыками риторики и умение вести беседу. Французам не нравится, когда разговор сразу заходит о деле, на их взгляд, такое поведение чересчур прямолинейно. Вместе с тем использование на переговорах "умных" аргументов всячески приветствуется. Французы любят дискутировать, и поэтому не надо думать, что выражение несогласия по какому-либо поводу означает отсутствие интереса к вашему предложению. Риторические приемы широко используются и в бизнес-корреспонденции. Деловые письма, как правило, изобилуют цветистыми и витиеватыми выражениями - такова традиция. Французские контракты по сравнению, скажем, с американскими, довольно коротки. Французы считают необходимым позаботиться о достойном угощении и культурной программе для своих деловых партнеров. Общению в неформальной обстановке они придают большое значение и считают, что так можно лучше узнать человека, с которым имеешь дело. Обеды и ужины обыкновенно занимают больше времени, чем в Британии, США или Германии, при этом на столе обязательно будет вино, без него французы не садятся обедать. Во время обеда не стоит говорить о деле, а, дегустируя великолепные вина и изысканные блюда, следует помнить, что обильная еда и тем более питье притупляют внимание.