Психологи Новосибирского института повышения квалификации работников образования провели в школах города тест «Незаконченное предложение». Ребятам предлагалось закончить предложения «В школе мне...» и «Я хочу, чтоб мои учителя...». Восемьдесят процентов учеников написали: «В школе мне плохо». А предложение про учителей продолжили так: «Я хочу, чтоб мои учителя умерли». «Отношения «педагог-ученик» на сегодняшний день достаточно конфликтны, - прокомментировала результаты теста заведующая кафедрой психологии НИПКРО Ольга Добрина. - Основная масса конфликтов приходится на подростковый возраст, который, по оценкам современных психологов, начинается с 11 лет. Это возраст нонконформизма по отношению ко взрослым, когда ребенок впервые начинает сознавать, что взрослые не идеальны. Акцент смещается на группу сверстников. Возникает полная зависимость от мнения сверстников, от законов, принятых в данной группе». Собственно, именно это обстоятельство в большинстве случаев и является первопричиной алкоголизма, наркомании, групповых преступлений. Переломить ситуацию нонконформизма - в данном случае задача взрослых. «Взрослый несет ответственность за конфликт, и он должен его разрешать, - продолжает Ольга Добрина, - поскольку в конфликте между взрослым и ребенком ребенок изначально в неравном положении - он никогда не был взрослым». Между тем большинство учителей, когда их попросили описать свои отношения с учениками, высказались в том плане, что им «не повезло с народом». Ученики попались тупые, ленивые и наглые. Мало кто сказал, что проблема в недостатке профессионализма, нехватке методического материала. То есть учителя не видят себя как причину конфликта! Были среди ответов учеников и более конструктивные: «Я хочу, чтоб мои учителя меня уважали, понимали, помогали». И в этом, по мнению Ольги Добриной, заключается парадокс. Учителя тоже хотят, чтобы ученики их уважали, понимали и помогали им. Так почему же нет консенсуса? Психологи убеждены: причина в том, что нет технически разработанных коммуникационных методик. В советской педагогике не было вообще такой науки, как «конфликтология», как не было генетики, кибернетики и многого другого. Разработкой этих методик и собираются заняться новосибирские педагоги в ходе конференции «Психологические аспекты профессионализма педагога».