Недавно Московский Государственный Университет и Школа Рационального Чтения провели совместный эксперимент. На людях... Студенты, аспиранты разных факультетов и курсов МГУ в течение полутора месяцев развивали свое внимание, тренировали мышление, совершенствовали воображение, а главное - осваивали навыки рационального чтения. Факультативно, на добровольной основе, не отрываясь от учебного процесса. А затем любезно поделились с нами своими впечатлениями об участии в этом интересном эксперименте. Немецкий философ Артур Шопенгауэр однажды подметил: "Средний человек озабочен тем, как ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать". К таким людям - талантливым, творческим - несомненно, относятся и герои нашего репортажа. Уж кто-кто, а они-то знают цену времени. Не ограничиваясь обязательными лекциями и семинарами, будущие специалисты постоянно черпают необходимую им информацию из учебников, профессиональных изданий, научной и научно-популярной периодики, участвуют в конференциях, сидят в библиотеках, проводят долгие часы Интернете… Под силу ли человеку все успеть, когда в сутках лишь 24 часа? "Успевает всюду тот, кто никуда не тропится"! Это мудрое изречение героя романа Михаила Булгакова "Собачье сердце" может стать девизом любого, кто научиться управлять своим временем. Например, овладев навыками скорочтения. "Моей мечтой всегда было прочтение как можно большего числа книг, но я всегда остро чувствовала недостаток времени". "Для меня чтение - чуть ли не основное занятие. Хотелось бы тратить на это меньше времени - ведь вокруг столько интересного!". "Я пришла на курсы скорочтения, чтобы прочитывать больше литературы за меньшее время, потому что его катастрофически не хватает". Большинство людей читают с низкой скоростью (400-800 знаков/ минуту), в то же время истории известны имена людей, которые читали поразительно быстро: О.Бальзак, Жан-Жак Руссо, М.Горький, Л.Толстой, А.Эйнштейн, Наполеон, В.Ленин. Это были люди большой эрудиции, и стремление много читать заставляло их интуитивно находить оптимальный режим скоростной обработки информации. Почему бы Вам не оказаться в этом почетном ряду? Ведь значимость человека определяется не тем, чего он достиг, а скорее тем, чего он дерзает достичь. Вот пример. Учебный процесс предусматривает начальное, промежуточное и итоговое тестирование. "На первом занятии я показала скорость чтения - 1300 знаков в минуту. Преподаватель сказал, что через две недели она возрастет до двух с половиной тысяч. Я не поверила и забыла об этом. Но каково же было мое изумление, когда результат второго тестирования оказался - 2 700 знаков в минуту!" Или еще: "Второй тест показал, что моя скорость чтения увеличилась в 2,5 раза. Меня это очень удивило, я не ожидала такого внезапного результата…" Воистину, пока человек существует, он всегда будет открывать себя. Слушатели курса с удовольствием посещали занятия - дружная аудитория помогала поддерживать непринужденную атмосферу, а задор и всегда хорошее настроение преподавателя позволяло раскрепощаться и чувствовать себя уверенно каждому участнику этому увлекательного процесса. Наши герои -люди творческие. Отрабатывая навыки рациональной обработки информации, они не ограничивались дидактическими материалами, а делали это, штудируя учебники, специальную и художественную литературу, газетные статьи. И вот итог: в среднем учащиеся увеличили скорость чтения в 4,5 раза. Это много или мало? Это - неплохо. Во-первых, те, кто учится в МГУ, люди "продвинутые" - "у моих сокурсников скорость чтения довольно высокая, многие пользуются приемами скорочтения неосознанно". Во-вторых, далеко не все находили время для выполнения домашних заданий, а это является обязательным условием для достижения действительно высокого результата. Ну что же, здесь уместно привести слова Менделеева: "Без явно усиленного трудолюбия нет ни гениев, ни талантов". Отвечая на вопрос, нужно ли вводить дисциплину рациональное чтение в программу обучения, наши респонденты разошлись во мнениях. Одни рекомендовали сделать этот курс обязательным (как это давно организовано в высших учебных заведениях всего мира), другие предлагали преподавать его факультативно. Но абсолютно все уверены, что для учащихся ВУЗов "как социальной группы", он актуален, поскольку действительно способен экономить драгоценное время. Ну, а в целом? Как оценивают свои результаты будущие химики и физики, математики и историки, географы и геологи? Какие полезные навыки они приобрели и чувствуют ли они какое-либо преимущество перед своими сокурсниками, которые не прошли курс рациональное чтение? Вот их ответы: "Умение концентрироваться на читаемом тексте, потому что без этого - много времени тратится впустую", "Быстро пробежать материал, выбрать важные основные идеи, усваивать больше за то же время", "Теперь я быстро прорабатываю и анализирую информацию, затрачиваю меньше времени, усваиваю больше", "По сравнению с сокурсниками я гораздо быстрее читаю, и у меня получается значительно быстрее усваивать литературу по специальности. У меня остается больше свободного времени". Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. Он использует любую возможность для того, чтобы повысить уровень знаний. Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. Школа Рационального Чтения (www.inttech.ru). Тел: 249-99-84, 234-1-777