20.06.2002 09:00:09Уровень симпатии к малому бизнесу намного выше, чем к крупному
Симпатию людей вызывает тот бизнес, продукт которого они видят, указывает "Со-Общение". По крайней мере, должно быть видно, что человек работает. Описывая качества, которые необходимы для успешного бизнеса, население подчеркивает наличие у предпринимателей смелости, способности к риску, "авантюризма в хорошем смысле слова". Часто говорится о "молодости" как о необходимом условии. Люди осознают отсутствие у себя этих качеств, и в то же время понимают, что при их наличии они сами могли бы добиться успеха. Интересно, что перечень качеств, которые респонденты считают необходимыми для "честного" успеха в бизнесе, очень близок к перечню качеств, описывающему политиков нового поколения - столь ожидаемых "других". Как правило, в исследованиях образ бизнеса распадается на два блока. Первый блок - бизнес простой и понятный, связанный с мелким производством или небольшими фирмами, предоставляющими опять-таки понятные и видимые услуги (такси, например). Уровень симпатии к нему намного выше. Второй блок - крупный бизнес. Чуждый, непонятный. Построенный на каких-то запредельных для понимания "простого человека" принципах. Бизнес, не учитывающий интересы человека. Бизнес, воспринимающийся как бездушная машина, механизм для зарабатывания денег, денег и еще раз денег. Крупный, "далекий" от людей бизнес по большей части связывается с "воровством", причем в первую очередь у государства (то есть - у самих граждан).