19.01.2001 15:13:21Уровень преступности могут уменьшить... психиатры
За четыре последних года детское население России сократилось на 3 миллиона 625 тысяч человек. Это значит, что те, кто были детьми пару десятков лет назад, выросли, но своих отпрысков заводить не спешат ни они, ни женщины более старшего возраста. Около 2,5 миллионов детей школьного возраста нигде не учатся (на них падает 40 процентов «несовершеннолетней» преступности), более 2 миллионов детей и подростков бродяжничают, число детей-сирот превысило 650 тысяч, 40 процентов детей подвергаются насилию в семьях, в школах 16 процентов учащихся испытывают со стороны педагогов физическое насилие и 22 процента - психологическое. За последние десять лет самоубийства среди детей и подростков выросли на 100 процентов. Ежегодно кончают с собой 2,5-3 тысячи детей. Уже 10 процентов трехлетних малышей имеют явную психическую патологию. Среди дошкольников лишь у 55 процентов отсутствуют признаки болезненных отклонений в психике. Среди школьников распространенность нервно-психических расстройств достигает 70-80 процентов. Среди детей со школьной дезадаптацией (нежелание учиться) у 93-96 процентов выявляются те или иные психические нарушения. Детская преступность выросла за последние пять лет в 1,5 раза, и еще больше - по тяжким преступлениям против личности. Число детей, задержанных за правонарушения, превышает 1 миллион в год. При этом до 80 процентов преступлений приходится на подростков, имеющих психические аномалии. 80% подростков, попадающих в специальные воспитательные учреждения, нуждаются в срочной психокоррекции. Но только 10 процентов всех нуждающихся получают психиатрическую помощь в государственной системе охраны психического здоровья. Эту шокирующую статистику привел президент Российской ассоциации детских психологов и психиатров Анатолий Северный. К сожалению, в нашей стране недостаточно внимания уделяется различным психическим отклонениям в детском возрасте. А ведь именно в детстве пограничные психические расстройства возникают легко и широко распространены. Например, явления школьной дезадаптации имеют до 35 процентов школьников. Это, в свою очередь, может приводить к печальным последствиям - затяжным неврозам, поведенческим расстройствам, стойкому негативному отношению к учебе, различным аддикциям (аддикция в узком смысле слова - зависимость, в широком смысле под аддикцией можно понимать выбор человеком «стратегии извращенного инфантилизма», выбор, которым движет желание избежать трудностей). Введение в школах ставок школьных психологов практически не оказало благоприятного воздействия на психическое здоровье школьников, ибо школьный психолог работает не на личность ребенка, а выполняет задания администрации школы. Обращение же к детскому психиатру до сих пор рассматривается, как нечто постыдное, порочащее личность и ставящее на ней «клеймо». К такому выводу пришли специалисты Регионального отделения Независимой ассоциации детских психиатров и психологов. Токсикомания и наркомания - тяжелейшие проблемы современного общества. Однако было бы наивно думать, что эти аддикции возникают случайно или закономерно им подвержены все дети и подростки. Профессионально анализируя почти любую историю наркомана-подростка, можно без труда вычислить предшествующие наркомании стертые психические расстройства (депрессии, невротические реакции, поведенческие девиации с раннего возраста). Истинная профилактика наркомании заключается в раннем выявлении и коррекции психоэмоциональных расстройств у детей. Как утверждают специалисты, подавляющее большинство взрослых преступников - выходцы из государственных воспитательных учреждений (детдомов) либо неблагополучных семей. Одновременно подавляющее большинство людей, совершающих преступления, имеют различные психические отклонения или находятся в пограничных состояниях. Нуждаемость в различных видах психотерапевтической помощи у сирот, живущих в детских домах, достигает 100 процентов. Восемьдесят процентов подростков, попадающих в специальные воспитательные учреждения, нуждаются в срочной психокоррекции. Эти данные так же привел Анатолий Северный. Актуальными проблемами детей, оставшихся без попечения родителей, являются глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи; отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства. В результате - низкая восприимчивость к общественно-одобряемым нормам поведения. Личностная незрелость, нарушенное поведение и несоответствие интеллектуальных возможностей возрасту - вот характерные типологические особенности большинства воспитанников учреждений общественного воспитания. Согласно исследованию, проведенному центром социально-психологической помощи «Ника», преступники имеют свои определенные психологические особенности. Чаще всего в характерах общественно опасных людей акцентируются такие черты как равнодушие, неудовлетворенность, скепсис, страх, враждебность, озлобление. Около 80 процентов убийц испытывали дефицит тепла в детстве, в первую очередь со стороны матерей. Весьма и весьма характерна для раннесемейной ситуации будущих убийц такая схема: доминирующая мать - рецессивный отец. Добавить к этому психические болезни и аномалии личности, плюс эмоциональная депривация в семье - вот тот «коктейль», способный разнести общество на мелкие кусочки. Так и появляется дегенерат-маньяк, наводящий ужас на людей и творящий немыслимые по своей жестокости деяния. Психиатры и психологи постоянно разрабатывают новые методики психокоррекции детей и подростков. Но все это будет лишь достижениями лабораторий до тех пор, пока не изменится в корне вся система защиты детства. До тех пор, пока наши усилия разобщены и каждое ведомство занимается ребенком по-своему: образование - так, здравоохранение - эдак, соцзащита - иначе, мы будем иметь такой уровень преступности, такой уровень наркомании и такой уровень сиротства, как сейчас. Нужна государственная система, предусматривающая на федеральном, региональном, других уровнях межведомственно-скоординированную психолого-педагогическую помощь детям и подросткам всех возрастов, учитывающая и контролирующая все этические, социальные аспекты современной психиатрии.