Международное исследование Research International Worldwide, охватившее 46 стран, констатирует трансформацию образа мужчины в обществе. Парадокс заключается в том, что сегодня общество одновременно навязывает мужчине две противоположные роли - мужественного грубоватого мачо и тонко чувствующего друга-партнера. Душой нового мужчины интересуются не только женщины. Этой проблемой всерьез озабочены рекламисты, которые тратят серьезные средства, чтобы понять, что волнует и что оставляет равнодушным нового мужчину. Исследование показало, что вопрос о равноправии полов перестал быть актуальным, на первое место вышло понятие своеобразия пола. "Мужчина должен сохранить весь свой набор основных маскулинных ценностей, ему никто не разрешает стать слабым и нерешительным, но при этом мужчина должен быть полноценным субъектом общения, заботы, сочувствия", - говорит Елена Конева, директор исследовательской компании "КОМКОН", представляющей RI в России. С таким утверждением соглашается известный консультант по публичному поведению Елена Русская. По ее мнению, в глазах современного общества наибольшую популярность набирают те лидеры, которые умеют гармонично сочетать и проявлять свое биологическое начало и социальную роль. "Чем больше президент какого-нибудь банка мужчина, в самом широком смысле этого слова, тем лучший он президент. То же самое можно сказать и о женщинах", - считает Елена Русская. Другими словами, тенденция формулируется не как отход от маскулинности, а как ее обогащение. В Европе эта тенденция выражена чрезвычайно отчетливо, в некоторых странах она даже вызвала гипертрофированную реакцию общества. Под воздействием социальной политики (мужчинам начали предоставлять отпуска в связи с рождением ребенка и пр. ) мужчины там слишком "смягчились", это уже ведет к искажению социальных и сексуальных ролей. Но это поправимо, считают специалисты, гораздо хуже игнорирование новых социальных реалий или даже эксплуатация и поддержание стремительно устаревающих стереотипов "настоящего" мужчины. Это вызывает стресс у мужчин, у женщин и общества в целом. В России новый сложносочиненный тип мужчин пока представлен лишь в среднем классе и в молодом поколении. Для этой категории "новых мужчин" уже не работают традиционные апелляции - "был замечен у тещи на блинах" или "с женой на балете" - они не считают тещины блины или балет чем-то постыдным. Правда, в отличие от Европы у нас доля "традиционных" мужчин еще велика, у них подобные приемы вызывают нужные рекламщикам ассоциации. И все же и в России уже нельзя игнорировать "новых мужчин". Как показало исследование, им, например, присуща большая целомудренность, чем это принято считать. Любая избыточная апелляция в рекламе или СМИ к их повышенной сексуальной озабоченности воспринимается скорее отрицательно. Не менее негативно они реагируют на образ растерянного мужчины, неспособного справиться с домашним хозяйством. Как пояснили исследователи "КОМКОН", унижение мужчины, даже как шутливый рекламный прием, не способствует эффективности рекламы. "В рекламе нужно помнить о том, что основная психологическая проблема мужчин - это страх потерять свою мужскую идентичность. Поэтому любое посягательство на архетип вызывает подсознательный протест", - объясняет Елена Конева. Современный мир, по большому счету, можно считать мужским. Но построив мир собственными руками, мужчины вдруг обнаружили, что у них больше нет привычного набора инструментов, которые традиционно позволяли им проявлять свое естество. Изменилась роль женщины, и мужчина перестал быть хозяином дома и главным кормильцем семьи. Рост алкоголизма - это лишь одна из реакций сильного пола на изменившуюся ситуацию. Причем довольно часто алкоголизмом страдают успешные в обывательском понимании люди. По мнению Елены Русской, проблема заключается в том, что карьера для сегодняшнего мужчины становится подменой подлинной жизни. "Вместо того чтобы жить, он делает себя занятым. Он всерьез считает, что ему надо строить правую или левую партию, и при этом не понимает, что если он как, например, президент банка не придет на работу, то никто этого даже не заметит, - рассуждает она. - Умирают руководители стран, но со странами ничего не происходит. И мир не рушится. Эта надуманная незаменимость порождает неспособность остановиться и подумать, что им на самом деле надо и чего они хотят". Довольно часто современному человеку на пути к материальному формальному успеху приходится тратить энергию на преодоление собственной негативной реакции на раздражители - улыбаться людям, которые вызывают отвращение, делать вещи, которые неприятны. По мнению Елены Русской, успешные люди, которым на протяжении долгих лет приходится жить в такой ситуации, в итоге теряют свою собственную природу. "Это глобальная имиджевая проблема современных лидеров, потому что дисбаланс понятий "хочу" и "надо" имеет внешние проявления. У них определенным образом формируются морщины, как правило, такие люди имеют либо очень хмурый взгляд, либо равнодушный", - говорит Елена Русская. Походка у этих людей такая, будто над ними посмеялись в соседней комнате или они проглотили кол. И как бы они ни подбирали себе костюм, брюки будут висеть мешком. В то же время мужчина, который нашел баланс между понятиями "хочу" и "надо", улыбается искренне, у него задействованы "мышцы привлекательности". "Люди из власти редко являют собой образцы психического здоровья. Чаще желание власти - это все-таки попытка компенсировать какие-то свои комплексы", - считает Елена Русская. Она рассказала, что ставила своим студентам записи разговоров по душам с известным политиком и с бомжем. "Отличить жалобы одного от жалоб другого практически невозможно. У того и другого нет нормального здорового сна. Только если политик может купить себе кровать за $5000 и при этом просто жалуется на бессонницу, то бомж думает, что он не может нормально спать, потому что у него нет кровати", - говорит она. По мнению доктора философских наук, профессора кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы народов Татьяны Алексиной вопрос о мужчинах и женщинах в современном обществе - это детализация более общего вопроса в рамках смены культурного типа. "Характерная для постмодерна имитация деятельности проявляется и в изменении ролей, в том числе и половых. Это как передача "За стеклом". Подрастающее поколение имитирует бурную половую жизнь, хотя на самом деле субъектам не принципиально, какие роли играть", - говорит Татьяна Алексина. Вдобавок ко всему, как показало исследование "КОМКОН", российские мужчины обеспокоены тем, как их воспринимает противоположный пол. "Они думают, что женщины к ним относятся как к машине для зарабатывания денег или сексуальному объекту. На самом деле женский взгляд на мужчин гораздо более позитивен", -поясняет Елена Конева. Можно по-разному относиться к трансформации образа мужчины, тем не менее тенденция налицо: в современном обществе наиболее востребованы новые мужчины - не супермены, а партнеры, не издерганные добытчики денег, а гармоничные самодостаточные мужчины.