27.01.2001 09:00:07Финансовая психология: концепция будущего развития
На пересечении двух веков, двух тысячелетий мы становимся свидетелями очевидных тенденций интеграции наук и направлений, религий и философских течений. Содружество финансов и психологии - одно из типичных проявлений этой глобальной тенденции интеграции. Сфера познания, находящаяся на стыке специальной экономической дисциплины, изучающей финансовые отношения, и психологических наук, недавно получила название "финансовая психология". У данной сферы познания - огромное будущее, ибо она направлена на изучение, объяснение и прогнозирование тех проблем и явлений, которые невозможно объяснить, находясь в рамках только финансовой науки, или только психологии, или какого-либо иного узкого направления. Эти проблемы и явления междисциплинарны, комплексны по своей сути. Более того, они весьма актуализированы и имеют нередко острый характер. Возьмем, к примеру, проблемы передела собственности. Движение капитала, его переливы из одной сферы бизнеса в другую, слияния, поглощения и разделения компаний всегда изучались финансовой наукой. Существует огромное количество формул для моделирования доходности вложений, рисков перемещения капитала, для учета временного фактора, зависимости финансовых решений от состоянии внешней среды и т. п. Однако финансовые решения принимают конкретные люди. От психологического типа личности, от структуры пристрастий, даже от настроения участников зависит то или иное соглашение о купле-продаже того или иного пакета акций, отчуждении или принятии объектов недвижимости, расширении или сужении сфер и направлений экономического влияния. Более простой, но не менее острый вопрос - о системах оплаты и стимулирования труда. Существуют вполне изученные экономической наукой закономерности, отражающие взаимосвязь финансовых результатов деятельности фирмы в зависимости от количества и качества денежного вознаграждения за труд. Но как объяснить исходя из этих посылок встречающиеся на практике случаи самозабвенной деятельности низкооплачиваемых работников и, наоборот, предельную лживость щедро поощряемых менеджеров ряда известных компаний. Без психологической компоненты объяснить данный феномен невозможно. Очень интересное направление финансовой психологии - изучение особенностей мужского и женского начала в структуре рыночных отношений, во взаимосвязи с финансовой успешностью или неуспешностью деятельности тех или иных предприятий. Известно, например, что "у войны не женское лицо". А у рынка, особенно российского, с его беспределом и неопределенностью, может быть "женское лицо"? Финансы, согласно классическому определению, представляют собой совокупность экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу образования, распределения и использования денежных средств. Само слово "отношения" представляет собой смычку с дружественной сферой познания - психологией. А что такое "хозяйствующий субъект"? Это или предприниматель, то есть индивид со своей особенной "структурой личности", или фирма, "живую начинку" которой составляет малая или большая психологическая группа под названием "коллектив". Там могут быть лидеры, определяющие "лицо фирмы" и аутсайдеры, молодые люди и пожилые, мужчины и женщины, экстраверты и интраверты, холерики и сангвиники и т. д. Видимо, от доли тех или иных "типов", от структуры межличностных отношений персонала зависит в какой-то мере и текущее финансовое состояние предприятия, и его будущая финансовая стратегия. Если фирма является внутренне конфликтной, если в ней ведутся "войны местного значения", то значительная часть энергии уходит просто на поддержание определенного внутреннего равновесия. А, значит, эта энергия не доходит до клиентов фирмы, не используется на расширение бизнес-пространства, внешние завоевания. Поэтому закономерно, если внутренне конфликтная фирма уступает в финансовом благополучии фирме бесконфликтной и сбалансированной, энергетически более целостной. Можно структуризировать основные потенциально-конфликтные линии предприятия. Это: отношения между директором и главным бухгалтером (разные "языки", на которых понимается бизнес), между партнерами или участниками бизнеса (по поводу стратегий развития и раздела полученной прибыли), между финансовой службой и производственниками (разное понимание целей и разное "измерение" процессов), между "рыночниками" (работающими на комиссионной основе в системе продаж) и "функционерами" фирмы (обслуживающими работниками) и т. д. Интересными являются и линии взаимоотношений между лидерами того или иного бизнеса и, например, чиновниками, государственными служащими. Очевидно, можно выявить уже устойчивые архетипы и технологии поведения, наряду с неустойчивыми и неожиданными. Целый спектр отношений на стыке финансов и психологии порождает позиция "фирма - коммерческий банк" или "фирма - инвестиционная компания", другие линии отношений. Мы наметили штрихами лишь некоторые возможности финансовой психологии как новой науки, стартующей в XXI веке. Очень бы хотелось, чтобы она прирастала новыми идеями и открытиями, обогащая наши знания и представления об этом сложном интегральном нелинейном мире.