15.02.2001 09:00:06Влияет ли профессия на личность?
В шестидесятые годы в США создавали новую социальную службу. Для работы в ней людей отбирали по критериям коммуникативной компетенции, то есть по умению общаться. Однако через несколько лет начались жалобы на их грубость, невнимательность. Поскольку отбор в эту службу происходил очень качественно, возникло подозрение, что происходит нечто, деформирующее личности сотрудников. Были проведены исследования, и оказалось, что люди, суть профессии которых коммуникации, подвержены эмоциональному выгоранию. Как его узнать? Люди коммуникативных профессий - врачи, педагоги, управленцы, менеджеры, психологи, все работники социальных служб - легко назовут его признаки. Со временем возникает неудовлетворенность работой, потеря смысла, нарушение отношений между людьми, неудачи, отсутствие эмпатии (способности сочувствовать), формализация отношений. И как следствие - появляются различные физические недомогания: головные боли, проблемы желудочно-кишечного тракта, перепады давления - в общем, психоматика. Профессиональный стресс - одна из стадий эмоционального выгорания, после чего начинается развал профессиональной деятельности. Эта стадия обратима и решаема, если признать ее объективное существование и цивилизованно к ее решению; игнорирование процесса выгорания может привести к соматической болезни, алкоголизации, наркомании. Часто именно в это уходят люди, чтобы обрести потерянное равновесие. В настоящее время во всем мире профилактике профессионального стресса уделяется большое внимание, поскольку это явление неизбежно для всех людей коммуникативных профессий. Они много болеют и больше подвержены депрессиям. Разводы и суициды среди них происходят чаще, чем у людей некоммуникативных профессий. В 1910 году в России врачи стояли на десятом месте по самоубийствам. В Германии священники употребляли алкоголя в несколько раз больше, чем в популяции. В Польше среди женщин-врачей продолжительность жизни на 15 лет короче, чем в популяции. Примеры можно продолжить. Коммуникативных профессий очень много, чаще всего это «дорогие» специалисты - в том смысле, что очень дорого стоит подготовить врача, педагога и т.д. Люди это социально значимые, очень важно, в каком настроении они приходят на работу. В течение дня они вынуждены вступать в контакты независимо от их желания, что создает постоянное напряжение: к ним приходят с проблемами и делают их частью своей проблемы. У сантехников, водителей, продавцов стресс другой, они не несут ответственности за контакт, как врач или педагог. Люди коммуникативных профессий эмоционально выгорают во всем мире, и это выгорание не связано ни с зарплатой, ни с условиями труда. И на Западе, где люди этих профессий являются элитой, всем обеспеченной, все равно происходит выгорание. И если завтра нашим педагогам, врачам, управленцам повысить заработную плату в пять раз и создать максимально комфортные условия труда, вгыорание все равно будет. Коммуникаторы - это профессионалы, цель которых в работе установить и поддержать контакт. Однако такие контакты могут быть травматичными, они могут вызвать тревогу, гнев, чувство вины и т.д., могут «раскачать» в нас чувство враждебности, обиды. И это вход в эмоциальное выгорание, это истощает, напрямую влияет на собственное эмоциональное самочувствие, влечет проблемы. Сначала появляется профессиональная апатия, снижается потребность в работе, а дальше втягивается все остальное: семейное, дружеское. Работа становится менее интересной, привлекательной, вплоть до того, что она начинает вызывать комплекс различных негативных чувств. Не спасают ни выходные, ни отпуск. Человек не успевает отдохнуть. Это - важный звонок. Еще одно последствие профессионального стресса - изменение поведения. Человек чувствеут, что устал, пытается уменьшить объем работы, иногда незаметно для себя и тем более для окружающих и это рождает массу проблем. Дело в том, что в школах, больницах, управлениях, в социальных службах есть масса не структурированных вещей. Если человек перестает делать то, что делал всегда и к чему привыкли окружающие, объясняя это тем, что это не входит в его должностные обязанности, значимая часть работы провисает. На этой почве возникают конфликты и серьезное напряжение в коллективе. На Западе такие ситуации разрешаются институционно, инструкциями, а у нас часто все решает начальник.