ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
01.12.2003 10:44:34  Публичное выступление - инструмент лидера

   
   В свое время ЦИЦЕРОН говорил: "Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний". О том, из чего рождается УСПЕШНОЕ публичное выступление, мы и решили поговорить в заключительной статье цикла "Коммуникация в бизнесе" с директором кадрового агентства "Успех" Еленой РАУД.
   №1 - железная логика
   - Кому не знакома такая ситуация: горячо выступающий оратор, но аудитория вначале слушает внимательно, а через некоторое время начинает "гудеть пчелиным роем". "Нет логики", - скажут слушатели на это. Замечено, что аудитория скорее простит оговорки, чем нелогичность.
   Цель любого выступления перед слушателями - подвести их к определенным выводам. А сделать это можно лишь в том случае, если оратор не копирует ход своих мыслей, а стремится к управлению мыслительным процессом слушателей.
   Каждое публичное выступление должно соответствовать целому ряду основных требований. Первое из них - определенность, ясность. Слушатели должны ясно понимать все слова и выражения, употребленные выступающим. Неопределенность возникает тогда, когда оратор использует незнакомые для аудитории слова типа "экстраполяции показателей этого месяца". Не стоит также употреблять двусмысленные фразы вроде "все члены Правления были переизбраны".
   Следующее обязательное требование к публичному выступлению - последовательность. Она достигается, когда изложение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого к далекому. Надо найти один существенный признак деления темы на вопросы.
   №2 - психология
   Секрет успеха убеждающего заключается в том, чтобы определить, что именно больше всего в данный момент волнует аудиторию. Существует несколько рецептов убеждающего воздействия. Так, уровень говорения должен соответствовать уровню понимания: ссылаться необходимо на источники, авторитетные для слушателей, а аргументы должны быть взяты из сферы деятельности слушателей. Кроме этого, информация должна быть приемлема по половозрастным особенностям и по возможности наглядно представлена.
   Более убедительным для слушателей считается рассуждение "от фактов", которые иногда оказывают магическое действие на аудиторию. Видимо, именно поэтому аргументация "на примерах" так популярна в политике.
   №3 - лингвистика
   Ораторское искусство обязательно включает в себя культуру речи и знание норм литературного языка. Существует целый ряд типичных ошибок в устной речи: неправильный выбор слов ("через 2 ч езды стало ясно, что мы начали заблуждаться"), употребление лишних слов (отступил назад), употребление близких по звучанию слов (сравняем наши результаты), непонимание значения слов (соседка-то обратно родила). Недопустимы также ошибки в произношении звуков и их сочетаний, в ударении.
   Выступление оратора перед аудиторией - разновидность устной речи, и оно должно быть выдержано в разговорном стиле. Но, безусловно, с достаточно сильным влиянием других стилей. У каждого оратора должен быть свой стиль речи, который определяется особенностями характера, свойств нервной системы, типом мышления. Кроме того, при всех своих индивидуальных особенностях оратор должен гибко менять свой стиль в соответствии с ситуацией. Стремясь сделать речь разговорной, нужно следить за тем, чтобы не опуститься до бытового уровня. Разговорность ораторской речи - литературная, а не обиходно-бытовая.
   Злейшие враги оратора - это штампы и канцеляризмы. Выразительность речи достигается использованием как художественных средств языка (сравнений, эпитетов, риторических вопросов, крылатых выражений и т.д.), так и внеязыковых (жестов, мимики, интонации, темпа речи, пауз, громкости).
   №4 - подготовка к выступлению
   Подготовка к выступлению делится на несколько основных этапов. Первое - это определение и уточнение темы. Не стремитесь в одном выступлении объять необъятное. Выбирая тему выступления, следует руководствоваться критериями: вы осведомлены в этом вопросе лучше, чем слушатели; то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать их интерес; это актуально, значимо для них.
   Чтобы выступление достигло цели, задайте себе три вопроса и найдите возможность получить на них ответы: кому я буду говорить? для чего? что должны уяснить слушатели? Цели выступления могут быть самыми разными: проинформировать, объяснить, заинтересовать, убедить, переубедить, побудить к действию, воодушевить и т.д. В зависимости от цели подразделяются и виды речей: информационные (повествовательные, описательные, объяснительные), агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию), развлекательные, сокровенные.
   Следует также продумать композицию выступления. Чаще всего применяется трехкомпонентная структура: вступление (5 - 10% времени выступления), основная часть, заключение (5% времени выступления).
   Главное правило - соблюдать композиционную соразмерность материала: разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении.
   
   Каждый оратор должен знать несколько секретов, из которых складывается успешное публичное выступление. Так, говорить необходимо со слушателями, а не при них. К месту выступления лучше пройти уверенно, сделать начальную паузу, обвести присутствующих глазами. Зачин вашего монолога должен обязательно зацепить внимание, но ни в коем случае здесь не применим безапелляционный тон - кому же захочется во что-то вникать под давлением?
   Оратор должен установить все три вида контакта: личностный, эмоциональный, познавательный. Также важными составляющими выступления является доверительность (слушатели не остаются равнодушными к доверительной ссылке на свой опыт), зрительный контакт, диалог с аудиторией. Говоря о последнем, стоит добавить, что оратор не должен уходить от вопросов, т.к. они свидетельствуют об интересе, и ни в коем случае нельзя говорить: "Я же об этом упоминал" или "Как же вы не поняли!"
   №6 - анализ выступления
   Технику публичного выступления необходимо совершенствовать от раза к разу. Способствует этому анализ каждого проведенного выступления. Необходимо задать себе несколько главных вопросов: уложился ли в отведенное время, что было удачным в выступлении и почему мне кажется это удачным, какие недостатки были и почему они возникли. Также проанализируйте реакцию аудитории, вопросы слушателей и свои ответы на них.

ИА "Альянс Медиа" по материалам "Золотой рог"

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"