22.02.2004 11:00:07Причины стресса и управление эмоциями
Причинами стресса у менеджеров могут служить следующие факторы: организация – ее бюрократическая структура, постоянные изменения в организации, характер иерархических отношений; работа – перегруженность или не загруженность работой, необходимость часто принимать решения и ответственность за людей; карьера, смена карьеры в результате несоответствия деятельности способностям, остановившаяся карьера; потеря четких и ясных целей и ориентиров; взаимоотношения – характер отношений с вышестоящими, подчиненными и коллегами; внутренние переживания – неадекватные представления о себе, негативный подход к жизненным обстоятельствам, который обусловлен негативным «Я-образом», различными страхами по поводу своей компетентности, а также несбалансированными внутренними потребностями. В целом «менеджерский стресс» имеет полифакторную этиологию, т.е. обусловлен многими причинами и носит комплексный характер. Поэтому преодоление такого стресса требует соответствующей компетентности при формировании стратегии борьбы со стрессом. Можно говорить о трех основных стратегиях преодоления стресса – личностном росте, эмоциональной регуляции и управлении изменениями. Правильное проявление эмоций – это существенный элемент управления собой, рационального распределения сил, профилактики стресса и культуры поведения. К сожалению, нас не учат правильно выражать эмоции, что грозит определенными издержками на уровне личных переживаний. Являясь древним механизмом приспособления, эмоции связаны с неосознаваемой сферой психики человека, но определенным образом могут контролироваться разумом. В последнее время психологи заговорили о своеобразном «эмоциональном интеллекте», который не только отвечает за проявление эмоций, но и влияет на умственное развитие человека. Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать собственные чувства, умение поставить себя на место другого и умение контролировать эмоции для повышения собственной жизнестойкости. По сути, самосознание – это единство эмоционального и когнитивного интеллекта, которое дает человеку возможность управлять собой и эффективно справляться с возникшими трудностями. Стресс проявляется тогда, когда человек теряет способность адекватно реагировать на новые требования. Эффективный подход к управлению изменениями означает, в первую очередь, проведение тщательной ревизии своей компетенции и оценку новых требований. Общая же стратегия управления изменениями включает шесть стадий: замораживание – стадия некоторого снижения эффективности деятельности в связи с новыми требованиями; отрицание изменений – нормальная реакция человека на новое как средство безопасности; некомпетентность – приспособление старых, привычных способов и методов для переработки новых требований; размораживание – это нахождение новых ценностей и идей, которые бы согласовывались с новыми требованиями и изменениями; экспериментирование – попытки нового поведения, в связи с изменившимися ценностями; замораживание – принятие и закрепление нового поведения. Перечисленные стратегии – управление эмоциями и управление жизненными изменениями – являются основными компетенциями человека, которые позволяют управлять стрессом, предупреждать и преодолевать его негативные последствия, а в целом управлять своим здоровьем и извлекать новые резервы для повышения эффективности своей жизнедеятельности.