24.02.2004 10:40:28Как преодолеть "синдром сгорания" в бизнесе
Несмотря на то, что термин «синдром сгорания» появился пару десятков лет назад, предприниматели и двести, и сто лет назад уходили из налаженного дела в новые проекты, позволяющие снова испытать азарт и душевный подъем. Скажем, известный русский кондитер Алексей Абрикосов в конце XIX века передал конфетное производство сыновьям, а сам купил почти разорившуюся фирму по продаже чая и кофе. Торговля колониальными товарами пошла успешно и впоследствии стала частью общего семейного бизнеса. А вот пример из наших дней: совладельцы московской консалтинговой фирмы решили выпускать профильный журнал. И хотя проект оказался убыточным, абсолютно новые хлопоты – с авторами и типографией – заставили предпринимателей, как прежде, фонтанировать идеями, устраивать мозговые штурмы. Иногда, особенно после 40 лет, бизнесмены меняют налаженный, высокодоходный бизнес на дело, в основе которого лежит какое-то хобби: ландшафтный дизайн, дайвинг или экзотическая кухня. Это больше характерно для западных предпринимателей, но и в России можно встретить человека, который параллельно с основным бизнесом открывает букмекерскую контору, создает образцовую сельскохозяйственную ферму. Иногда внести свежую струю в свой бизнес можно, изменив его географию. Москвич Артем Веселов был генеральным директором одной из небольших инвестиционных компаний. Однако в последние годы операции с ценными бумагами не приносили доходов и морального удовлетворения. Тогда Артем решился на нестандартный шаг: уехал из Москвы в другой город, где открыл точно такую же фирму. И сейчас Артем очень гордится тем, что это – единственная компания в регионе, которая оказывает подобные услуги.