ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
05.06.2003 16:30:04  Для россиян главными являются ценности, связанные с собственным ресурсом

   Несколько лет мы ведем мониторинг ценностей россиян (молодежи, предпринимателей, наемных работников бюджетной сферы и частного бизнеса), рассказывает специалист в области экономической психологии, профессор кафедры политической психологии факультета психологии СПбГУ доктор психологических наук Ольга Дейнека, используя известную американскую методику, хорошо адаптированную для российских условий. Помимо прочего она позволяет сравнивать ценности россиян с теми, которые характерны для других стран. Основное внимание мы уделяем молодежной аудитории, потому что она в силу своей пластичности представляет наибольший интерес для психологического диагноза и прогноза ценностей современного российского общества.
   В последние годы во главе угла у россиян ценности, связанные с собственным ресурсом. Главная ценность-цель - здоровье. В первой пятерке также благополучная семья, любовь, а в деловой среде - материальный успех и уверенность в себе. Основные ценности-средства у молодежи студенческого возраста - образование и волевые качества. Гуманитарные ценности, особенно счастье других людей, у представителей всех социальных групп оказались на периферии.
   Не укладываются наши данные и в другой культурный архетип, широко распространенный в Европе, - общинную этику, где основные ценности - социальное одобрение и статус, счастье других людей. Наши респонденты демонстрируют отсутствие ценностей-идеалов. У них доминируют текущие цели.
   Как ценность-цель здоровье - это ценность выживания, а не развития. То есть главное для нынешних россиян - выжить. Причем для всех - как молодежи, так и наемных работников и бизнесменов. Такая установка россиян подтверждается и другими исследованиями. Например, когда мы спрашивали молодых людей, готовы ли они отказаться от интересной работы, карьеры и других преимуществ трудовой самореализации ради выживания семьи, большинство отвечало положительно. То есть ради выживания они готовы на любую работу. Потому что занятость сама по себе важнее для них, чем интересная работа.
   Единственное, что вселяет оптимизм, - выбор молодежью образования в качестве главного средства. Основное средство для выживания - трудоустройство, заработок, а образование все же ориентировано на развитие. Это значит, что ситуация еще не так плоха. К тому же у предпринимателей, и особенно топ-менеджеров компаний, с системой ценностей положение гораздо лучше, чем у среднего россиянина. Здоровье, правда, они тоже поставили на первое место, но уже как средство достижения главной цели - материального и социального успеха.
   У жителей России ярко выражена деформация некоторых очень важных понятий. На протяжении семи лет мы сталкивались с тем, что массовое представление о свободе и благосостоянии не соответствовало принятому на Западе. Исследования студентов показали, что такая ценность-цель, как "свобода", не ассоциируется пока с ценностью-средством "ответственность". Свобода устойчиво ассоциировалась (выявлялась высокая корреляционная связь) со вседозволенностью, независимостью от внешних обстоятельств. Такая свобода несозидательна, неконструктивна.
   Подобное представление долгие годы разделяли все слои российского общества. Корреляционные связи показали (исследование 2000-2001 годов), что и для элиты в понятие "свобода" входит независимость от семьи и даже от верных друзей. А для представителей администраций, госаппарата - от дел (отрицательно коррелирует с целью "активная деятельная жизнь" и средством "эффективность в делах"). У бизнес-лидеров "свобода" к тому же положительно коррелирует с "развлечениями". Это обстоятельство объясняет (наряду с другими факторами) низкую эффективность для общества деятельности политиков и чиновников.

ИА "Альянс Медиа" по материалам Эксперт Северо-Запад

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"