ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
23.05.2004 17:30:04  Российский фаст-фуд пытается прикинуться полезным

   
   RBC daily совместно с call-центром «Горячие линии» группы компаний Imageland провели опрос, исследующий популярность ресторанов быстрого питания. В опросе приняли участие 300 респондентов старше 18 лет трудоспособного возраста. Как показали его результаты, 65% опрошенных от случая к случаю посещают фаст-фуд, а 4% регулярно обедают в таких заведениях. Однако среди опрошенных есть те, кто считает, что регулярное питание там вредно для здоровья – среди респондентов их 70%. Надо сказать, что доля потребителей, придерживающихся такого мнения, в последнее время начала увеличиваться. Чтобы сохранить клиентов, столичный фаст-фуд пошел по пути, проторенному его зарубежными коллегами. Все чаще в меню таких кафе и ресторанов появляются «здоровые продукты» – салаты, низкокалорийные мясные и рыбные изделия. По словам аналитиков, сегодня в мире предпринимается глобальная попытка изменить имидж фаст-фуда.
   Как показал опрос, точки «быстрого питания» выбирают прежде всего из-за скорости обслуживания (53%), отсутствия альтернативных вариантов (15%) и из-за приверженности к фаст-фуду (14%). Большая часть предпочитает обедать (55%) или ужинать (43%) там, тратя в среднем на «трапезу» свыше 150 рублей (42%) и в меньшей степени – от 100 до 150 рублей (31%). Наиболее известными среди респондентов оказались сети McDonald`s (ее указали 98%), «Ростик`с» (84%), «Елки-Палки» (78%), «Крошка-Картошка» (75%) и «Пицца-Хат» (62%). Примечательно, что при поиске нового места питания 39% ориентируются на рекомендации знакомых, а еще 36% – на кухню. При этом большинство опрошенных – 70% – осознают, что регулярное питание в фаст-фуде вредно для здоровья, а еще 14%, хотя и стараются ограничивать себя в посещении точек быстрого питания, не могут отказать себе в этом удовольствии.
   Действительно, сейчас многие задумываются о полезности той еды, что предлагают рестораны быстрого питания. Особенно заметно это в зарубежных странах, где развернулась настоящая компания по борьбе с лишним весом. В прошлом году, на Европейском конгрессе по ожирению врачи обнародовали данные по заболеваемости ожирением в мире. По их информации, около 25% всего населения – порядка 1,7 млрд человек – страдают от избыточной массы тела. А к 2020 году от этого заболевания будут умирать до 5 млн человек ежегодно. Характерно, что проблема избыточного веса начинает приобретать прямо-таки пантагрюэлевский размах. В США, например, 20% школьников к третьему классу страдают ожирением, в целом же средний вес американцев за прошедшие десять лет увеличился на 2 кг. Не отстает от этого движения и Россия, которая входит в пятерку самых «тучных» стран: по статистике, 26% россиян страдают ожирением, еще 25% – имеют избыточную массу тела.
   Не секрет, что одной из причин появления избыточного веса многие называют именно рестораны быстрого питания. В прошлом году некоторые страны даже предложили довольно радикальные методы по борьбе с ожирением. Так, Австралийская медицинская ассоциация хочет ввести специальный налог на продукты с повышенным содержанием жира и сахара – чипсы, гамбургеры и безалкогольные напитки. Дело в том, что порядка 60% населения этой страны страдают ожирением или имеют избыточный вес – вдвое больше, чем в 80-е годы. Также в прошлом году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выразила свою обеспокоенность чрезмерным потреблением продуктов, содержащих сахар, и рекомендовала сократить ежедневную норму «белого яда» хотя бы на 10%. А в США в конце 2002 года президент Буш объявил о начале борьбы с ожирением нации. Сегодня крупнейшие производители и продавцы еды и напитков, такие как McDonald`s и Coca-Cola, расширяют свой ассортимент за счет гармонизированных и диетических продуктов. Например, помимо традиционных напитков (к сведению, в 100 граммах Coca-Cola содержится 41 ккал) начала производить Cola C2, которая содержит в два раза меньше сахара, других углеводов и калорий, чем обычная. В свою очередь компания McDonald`s прошлой осенью начала новую рекламную акцию под девизом I`m lovin`it, которая, по словам директора по маркетингу компании Ларри Лайта, «успешно изменила восприятие бренда потребителями».
   В России борьба за здоровое быстрое питание населения пока идет, конечно, с меньшим размахом, однако и в меню отечественных фаст-фудов появляются легкие продукты. Например, свое меню за счет них уже расширили столичный McDonald`s и рестораны «Ростик`с». «В линейку здорового питания входят «Цыпленок в мундире» (100 граммов – 100 ккал), салат «Цезарь» и легкие овощные салаты «Шейкер», – рассказали RBC daily в компании. – В будущем в меню появятся рыбные блюда и фруктовые салаты». Впрочем, в столичном McDonald`s стараются воздерживаться от употребления слов «диетический» или «легкий», считая, что плохих или хороших продуктов нет. «Во главу угла McDonald`s ставит сбалансированное питание, – сказала RBC daily директор по связям с общественностью компании McDonald`s-Москва Светлана Полякова. – Для этого, в частности, в ресторанах сети распространяются брошюры с указанием энергетической ценности продуктов и рекомендации Института питания РАМН». Г-жа Полякова также отметила, что при составлении меню компании во многом ориентируется на мнение посетителей. «Если 15 лет назад, когда в Москве открылся первый наш ресторан, меню состояло из менее чем 20 позиций, то сейчас в нем – свыше 100, – прокомментировала она. – То есть за эти годы изменилась востребованность в тех или иных позициях, равно как и сам взгляд на еду. Поэтому за недавнее время мы расширили куриное и рыбное меню, ввели два вида салатов, а с марта этого года все готовим на йодированной соли».
   Кроме того, как отметила Светлана Полякова, компания стала уделять больше внимания пропаганде здорового образа жизни. «По данным Института питания, в начале 50-х годов энерготраты были на тысячу ккал меньше, чем сейчас, тогда как двигаться люди стали меньше», – отметила она. Вместе с тем, по ее мнению, это не значит, что меню ресторанов McDonald`s строго делится на «здоровое» и «нездоровое». «Человек – хозяин своего здоровья, и наши рестораны только помогают ему питаться правильно», – сказала RBC daily г-жа Полякова. В то же время не стоит забывать, что многие потребители по-прежнему отдают предпочтение более дешевой и сытной пище, а не то, что подороже, но и поздоровее. Однако эта тенденция, если судить по активным кампаниям по борьбе с лишним весом, может скоро смениться на противоположную. Поэтому, по мнению экспертов рынка питания, сегодняшние действия ресторанов быстрого питания – забота о завтрашнем дне своего бизнеса. «Подобные нововведения в меню – это часть большой и серьезной маркетинговой программы по глобальному изменению образа фаст-фуда, – сказала RBC daily эксперт консалтинговой компании BBPG Мария Тимирбаева. – В таком большом городе, как Москва, проблема ежедневного недорого питания остается довольно острой, и пока предприятия быстрого обслуживания вполне успешно реализуют свой традиционный ассортимент. Их обращение к теме «здоровой» еды – это в первую очередь забота о завтрашнем дне своего бизнеса. Вопрос в том, удастся ли фаст-фуду предложить не только идею здоровой еды, но и саму здоровую еду».
   Дело в том, что, как считает г-жа Тимирбаева, те, кто выбирает сегодня здоровый образ жизни и готов платить за нее больше, зачастую идут уже не в фаст-фуд, а на бизнес-ланч в традиционный ресторан. Поэтому чтобы удержать следящих за своим здоровьем клиентов, ресторанам быстрого питания придется предложить им не просто обновленное меню, а настоящую концепцию «здорового фаст-фуда». А ее пока на рынке не существует.

ИА "Альянс Медиа" по материалам Restorus.com

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"