04.07.2003 17:30:03Бизнес-тренинги делятся на два типа: психологические и системные
Такое разделение в первую очередь зависит от квалификации тренеров, которые их проводят. Психологические - это тренинги, которые проводят психологи, то есть такие, в основе которых лежат знания психологии и соответствующие психологические техники. К системным относят тренинги, которые проводят тренеры-практики, ранее занятые в бизнесе и предлагающие участникам тренинга готовые бизнес-решения. Разделение На Западе подобное разделение произошло еще в 40-х годах прошлого века с того момента, как Хайнс Гольдман, основатель всемирно известной тренинговой компании Mercuri, провел свой первый системный тренинг для бизнесменов, не будучи при этом психологом и не ставя никаких психологических задач. Это произошло в Швеции. В России разделение произошло с приходом на рынок западных тренинговых компаний. "Психологи" и "системщики" значительно отличаются друг от друга. Это проявляется в образовании, опыте работы и в подходе к тренингу как к процессу передачи знаний. У "психологов" основное образование психологическое, некоторые из них имеют дополнительное образование по менеджменту или маркетингу. "Системщики" в 80% случаев имеют высшее техническое образование. Встречаются "системщики" с журналистским или экономическим образованием. Второе отличие - это опыт работы. "Психологи" зачастую имеют опыт работы, связанный только с психологией. Они устраиваются в тренинговые компании на должность помощников тренера и на примере опытного специалиста запоминают и оттачивают нужные методики. "Системщики" же до прихода в тренинговую компанию сначала работают в бизнесе, как правило, на должностях с наиболее напряженной коммуникацией (продажи, управление). Благодаря этому они лучше воспринимают многие бизнес-понятия и характер взаимоотношений между сотрудниками разного уровня в организации. "Системщик" проявляет системный подход к тренингу, разделяя его на этапы. Тренер-"системщик" моделирует ситуацию и вместе с клиентами проходит все ее этапы. "Психолог" старается конкретные ситуации свести к общим моделям. Максим Кикоть, генеральный директор тренинговой компании "Линтек-консалтинг" считает, что самыми эффективными являются тренинги, которые проводят "системщики". "Системщик" - это человек, который "поварился" в бизнес-культуре, он на практике знает, что стоит за понятиями "начальник", "директор", "логистика", - говорит Максим Кикоть. - "Психолог" этого не понимает, потому что ему известна только теория, которая не всегда соответствует практике. Из-за этого он старается запутать клиента, начинает говорить заумными фразами, сводить все к общим формулам, когда клиенту нужны конкретные советы. Тренер должен обладать широкими знаниями и умениями в той области, в которой он ведет тренинг. Он должен обладать специальными "навыками передачи навыков", хороший тренер за несколько дней способен "зарядить" участников надолго. И порой это самый сложный процесс". "Деление на "системщиков" и "психологов" не очень четкое, - говорит Константин Харский, директор тренинговой компании "Эксперт". - Психологический тренинг может быть гораздо более практичен, чем системный". "Этот подход не отражает реальности, - говорит Евгений Креславский, директор института "Новые возможности". - Дело не в том, какое тренер имеет базовое образование, а как он мыслит. Ставит ли он в фокус своей деятельности при разработке программ какой-то один из уровней, либо старается организовать процесс таким образом, чтобы влиять системно, т.е. направлять свое влияние на достижение результата - повышение эффективности деятельности компании". В конкуренции победителя всегда определяет потребитель. В зависимости от того, насколько эффективными были предыдущие тренинги, выбираются темы и типы следующих тренингов и компании, которые их проводят. "Тренера мы выбираем в зависимости от той задачи, которую нам нужно решить с помощью тренинга, - говорит Дина Смирнова, директор по персоналу петербургского филиала компании "Вимм-Билль-Данн". - Если тренинг направлен на сплочение коллектива, то мы предпочтем психолога, если на обучение торговых представителей - то лучше "системщик". Хотя я считаю, что любой тренер должен знать и давать психологию, даже если он обучает топ-менеджеров. Мы постоянно сотрудничаем с одной тренинговой компанией, однако рассматриваем наиболее интересные предложения и от других компаний". Некоторые компании не доверяют обучение своих сотрудников сторонним организациям и занимаются подготовкой сами. "Мы испробовали очень большое количество тренингов и отечественных, и зарубежных компаний, - говорит директор по персоналу ЗАО "Полюстрово" Евгения Шульгина. - В итоге пришли к выводу, что для нас эффективнее проводить тренинги своими силами. Например, тренинг для продавцов проводит наш генеральный директор". Делать выбор между тренингом психологическим и системным нужно исходя из того, какой результат от прохождения тренинга необходим. "Однажды был случай, когда на тренинге собрались производители сложного холодильного оборудования, а тренером была молодая девушка-психолог, - рассказывает Максим Кикоть. - Всех участников главным образом интересовал один вопрос: как эффективнее продавать такой "трудный" товар. По всей видимости, тренер ничего не понимала в сложном холодильном оборудовании, потому что предложила участникам отточить методику продаж пылесосов. Ясно, что после такого обучения доверие к тренингам может быть подорвано. Психологические тренинги возможны, но только на самом раннем этапе развития организации, например, для формирования команды". Ирина Венщикова, генеральный директор тренинговой компании "Престиж", считает, что психологические тренинги учат эффективной коммуникации. "Они необходимы для каждой организации. Системные тренинги не рассказывают о психологии общения. А ведь это важно. Например, тренинг для продавцов. Продавец никогда не будет успешным, если он не знает о психологии клиентов", - говорит Ирина Венщикова. По мнению продавцов психологических тренингов, системные тренинги дают готовую формулу для решения задачи, как единственное правильное решение. Психологические же тренинги способствуют тому, чтобы сотрудник сам осознал необходимость изменений. Однако всегда ли он способен самостоятельно осознать и придумать эти изменения?