18.06.2003 11:26:04Провокативная терапия в бизнесе - эффективный инструмент для взаимодействия с клиентом
Мог ли представить американец Фрэнк Фаррелли, психиатр госпиталя душевного здоровья "Мендота" в штате Висконсин, что через 40 лет опыт его работы с шизофрениками будут по всему миру осваивать психологи и бизнес-консультанты, успешно применяя его для работы с нормальными людьми? Скорее всего, он об этом не думал. Просто в один прекрасный день Фаррелли устал выслушивать жалобы своих пациентов и изобрел уникальное направление, которое назвал "провокативная терапия". Фрэнку Фаррелли 72 года. Он родился в семье ирландских католиков и был девятым из двенадцати детей. О своей семье он никогда не забывает. О своих ирландских корнях говорит с нескрываемой гордостью и не устает их подчеркивать, когда его фамилию произносят на итальянский манер, с ударением на втором, а не на первом слоге, как нужно. Сейчас он почти не занимается частным консультированием, его основная работа -- проведение обучающих семинаров в самых разных странах. Каждый из семинаров Фаррелли -- это настоящее шоу с элементами клоунады, когда зал смеется взахлеб. Фаррелли прекрасно пародирует интонации, мимику и жесты. Одним словом, он играет и вовлекает в свою игру всех участников. Фаррелли называют Отцом смеха в психотерапии, но, несмотря на веселье, царящее среди зрителей, тому человеку, который выходит для демонстрационного сеанса на сцену, часто не до смеха. В работе доктор затрагивает весьма болезненные моменты, такие как самооценка, физические недостатки, возраст, близость смерти, интимные отношения. Полная дама, усаживаясь в кресло рядом с доктором, может услышать что-то вроде "Наверное, это дирижабль отвязался и приплыл к нам сюда?" или "Сколько тысяч лис пошло вам на шубу?". Интеллигентному мужчине в очках достается: "Вас кто-нибудь обзывал Эйнштейном? Я был бы последним человеком, который стал бы вас в этом обвинять". Молодому мужчине: "35 лет -- дело к закату!" или "Ты можешь начинать выходить на пенсию. То, что между ушами, уже превращается в камень". Но и себя Фаррелли не забывает: "Старые люди, которые одной ногой в могиле (топает левой ногой), а другой в вечности (потом правой),-- они не спешат!" Все это называется провокативными интервенциями, цель которых -- перевести проблему в другое измерение, заставить говорить клиента о тех вещах, о которых он боялся и подумать, вовлечь его в эмоциональное переживание этого опыта. Формулируя основные принципы провокативной терапии, Фаррелли утверждает, что психотерапевту при общении с пациентом уготована роль адвоката дьявола. Задача психотерапевта, говорит Фаррелли, спровоцировать клиента на пять основных видов поведения: утверждение собственного "я", способность эффективно решать задачи и общаться с людьми, умение распознавать признаки дискриминации и адекватно на них реагировать, на психосоциальную оценку реальности (дифференцированное восприятие) и, наконец, на проявление чувств по отношению к себе (теплоту, заботу, любовь, признание собственной сексуальной привлекательности). С помощью провокаций Фаррелли предлагает взглянуть на проблему с новых, неожиданных точек зрения и уверен, что очень многое из провокативной терапии можно использовать в бизнесе -- например, при разрешении конфликтов, в мозговом штурме или для принятия решений. На вопрос можно ли считать провокативную терапию в контексте бизнеса самым эффективным инструментом для взаимодействия с клиентом, г-н Фаррелли ответил:"Я думаю, что наиболее эффективный метод коммуникации с клиентом -- это проникнуть в его суть с тем, чтобы заставить его изменить свое отношение и поведение. Я не питаю иллюзий по поводу того, что провокативная терапия наиболее эффективна в бизнесе. Это было бы слишком просто! Но я знаю, что тысячи специалистов, побывавших на моих семинарах за последние 40 лет, в состоянии чрезвычайно эффективно разрешать самые сложные проблемы в личностном общении на работе и в семье. Вот это я знаю. Словом, эта методика может принести самые впечатляющие результаты".