09.07.2003 17:30:05Значении психологии для отбора и подготовки кадров на железных дорогах
В период реформирования транспорта все большее значение приобретает психологический аспект управления. Уже не первый год этой темой занимаются в ПГУПСе, на базе которого два года назад был создан Отраслевой центр психологических исследований МПС. Мы попросили рассказать о значении психологии для отбора и подготовки кадров его руководителя Сергея Сергеева. - Мы разрабатываем психологические кадровые технологии, то есть системы профессионального отбора и диагностики персонала по различным специальностям, специальные технологии обучения, тренажа и реабилитации, которые внедряются в отрасли, в том числе и на Октябрьской дороге. Эти технологии направлены на то, чтобы сделать работу людей более эффективной и безопасной, чтобы люди меньше вреда причиняли своему здоровью. Обязательно участие психологов в профессиональном отборе машинистов, поездных диспетчеров, дежурных по станции, при формировании локомотивных бригад. Специалисты в области психологии участвуют в разборе отдельных случаев брака - тех, к которым причастны работники, прошедшие психологический отбор. При отборе кандидатов в руководители различного ранга также требуется психологическая аттестация. Кроме того, мы занимаемся реабилитацией руководителей и специалистов, которые сегодня испытывают неимоверно высокие нагрузки. Сотрудники Центра корректируют психоэмоциональное состояние. - Каковы мотивы выбора профессии железнодорожника? - Заметьте: во многих небольших городках и поселках железная дорога - крупнейшее градообразующее предприятие. Все, что окружает человека, имеет отношение к железной дороге, и в итоге "железка" становится делом жизни. Ведь дорога была, есть и будет. Многие руководители отрасли, дорог и отделений родом как раз из таких городков. Мальчишки тянутся к технике, и железная дорога, вобравшая достижения многих отраслей техники, возбуждает их интерес. Привлекает организационная и экономическая стабильность в отрасли в эпоху, когда колеблются общественные устои, определенность функций многих железнодорожных профессий. Многие люди не могут работать в условиях неопределенности, где ежеминутно надо включать свои творческие способности. Это не значит, что на железной дороге нет места для творчества, но все же деятельность здесь жестко регламентирована. Есть права, обязанности, должностные инструкции. - Какое влияние на результаты труда оказывают поощрения и взыскания? - Все знают, что стимулы делятся на материальные и моральные. Большим стимулом в работе железнодорожника является карьерный рост. Можно с трудом назвать подобные отрасли, где молодой специалист знал бы свою перспективу на 3-4 года вперед. Кроме этого, существуют традиционные моральные стимулы: грамоты, благодарности, Доски почета, знак "Почетный железнодорожник". На маленькой станции немалым стимулом может быть обеспечение работника углем или дровами на зиму. Однако, на мой взгляд, в отрасли недостаточно используется сила доброго слова со стороны руководителя. Некоторые считают, что хвалить не за что - ведь и так работники обязаны хорошо трудиться. У нас и детей родители мало хвалят, к сожалению. - Зато взыскания на железной дороге используются весьма часто. А как оценивают психологи влияние наказаний? - Необходимо подчеркнуть все же, что в регламенте должно быть четко расписано, за что и какие предусмотрены поощрения и взыскания. Определенность и прозрачность правил игры улучшает обстановку в коллективе. В пору вхождения в рыночную экономику ряд частных компаний огульно принял западные системы штрафования работников: за курение, паузы, разговоры на рабочем месте. В итоге это приводит к повышенной нервозности и напряженности в коллективе, люди уходят. Нельзя бездумно копировать западные формы и методы, необходимо учитывать особенности нашей культуры, российский менталитет. - Насколько подготовлены студенты ПГУПСа, будущие руководители отрасли, к использованию знаний психологии в управлении? - Тем, кто занимается по специальности "Менеджмент персонала", читаются курсы психологии управления и организационного поведения. Молодежь знает теоретически весь набор стимулов, но на практике их применяет мало, Либо забывает, либо это сложно. В то же время молодые свободны от многих стереотипов, сложившихся при социализме, и есть надежда, что они органично вольются в реформированную отрасль.
ИА "Альянс Медиа" по материалам Октябрьская магистраль (Санкт-Петербург)