31.10.2003 10:53:00Самый страшный соблазн для менеджера - власть ради власти
Тем более что теперь все подряд называют себя этим модным словом: грузчик именует себя "менеджером по отгрузке", а дворник - "менеджером по уходу за территорией". Впрочем, они могли бы с полным правом так себя называть, если бы являлись организаторами процессов уборки или погрузки, а не простыми исполнителями. Ведь менеджер - это человек, профессионально занимающийся управлением. Чтобы выяснить, кто же такой на самом деле менеджер, давайте заглянем в англо-русский словарь. Там сказано, что менеджер - это хозяин, специалист по управлению и организации экономических процессов. Зародилась эта профессия в Америке и лишь несколько лет назад стала популярной в нашем отечестве. Хотя, если вспомнить, то она отнюдь не является для нас новой. До революции на заводах и фабриках были управляющие, которые выполняли те же обязанности, что и современные менеджеры. Каковы же обязанности менеджера-управляющего? Во-первых, создавать финансово выгодные проекты и внедрять их в жизнь. Во-вторых, принимать решения и отвечать за них. В-третьих, организовывать труд многих людей и обеспечивать их взаимодействие друг с другом. Причем, чтобы организовать производственный процесс на высоком уровне, менеджер должен не только владеть навыками руководителя, но и разбираться в юриспруденции, психологии, владеть ситуацией на рынке, а еще учиться, учиться и еще раз учиться и учить подчиненных новым методам работы и технологиям. Кстати, толковым менеджером был "великий комбинатор" Остап Бендер. Он генерировал идеи, умел убедить в их перспективности своих подопечных, составлял "бизнес-план" реализации задуманного и, в конце концов, становился обладателем заветного "блюдечка с голубой каемочкой". С чего начать? А начать нужно, пожалуй, с себя. Проанализируйте свои склонности, способности, навыки и, исходя из этого, определите: чем бы вы хотели заниматься управлять персоналом, производством или планировать финансы? Чтобы выявить свои способности, лучше всего обратиться к психологу, который есть при каждом кадровом агентстве. Побеседовав с вами, он определит, какую стезю следует предпочесть. И тогда останется самая "малость" - на этого самого менеджера выучиться. Нынче во многих институтах есть факультеты менеджмента, где обучают специалистов для конкретных отраслей. Ведь менеджер должен не только уметь командовать, но и разбираться в технической стороне проблемы. Справедливости ради стоит отметить, что в Украине есть вузы, выпускающие специалистов МВА (менеджер бизнес администрейшн), эдаких универсалов, востребованных во всех сферах деятельности. Чтобы свести к минимуму проблему трудоустройства, уже в процессе учебы постарайтесь зарекомендовать себя с наилучшей стороны, а также завести как можно больше полезных знакомств: не исключено, что сосед по парте может оказаться вашим будущим работодателем... К тому же не секрет, что в солидных фирмах на должность менеджера стараются брать людей по рекомендации. Но, устроившись "по блату", учтите: даже самые высокие покровители не спасут вас от увольнения, если вы окажетесь плохим специалистом. Впрочем, если у вас нет влиятельных знакомых, не стоит отчаиваться. Некоторые компании, которые только организовываются или открывают филиалы, специально набирают "зеленый" персонал, чтобы лепить из него специалистов "по своему образу и подобию". А вообще, на должность руководителя без опыта работы и претендовать-то смешно. Мало кто из работодателей хочет идти на риск. Загляните в газеты с вакансиями везде возле слов "требуется менеджер" стоит пометка "опыт работы не менее..." Поэтому не бойтесь начинать карьеру с самых низших ступеней - с должности администратора или секретаря. А насколько успешно будете продвигаться по служебной лестнице зависит только от вас. Работая, можно периодически рассылать свое резюме по кадровым агентствам. Но не надейтесь на мгновенный успех. Хорошую вакансию иногда ждут годами... Ну, наконец, он настал, ваш первый рабочий день. Новоиспеченный менеджер решительно открывает дверь в офис - тут же смолкают разговоры и на него выжидательно смотрят десятки глаз. Хладнокровие напрочь исчезает, зато возникают неприятные предчувствия: маленький коллектив - маленькие проблемы, большой коллектив - большие... А теряться-то как раз и нельзя. Любому менеджеру придется иметь дело с подчиненными, среди которых попадаются и "местные авторитеты", и специалисты, чей опыт (и возраст) в два раза превосходит трудовой стаж руководителя. Чтобы правильно выстроить взаимоотношения с подчиненными, стоит усвоить несколько простых истин. С самого начала постарайтесь изучить интересы коллег, раскрыть их способности. Это поможет вам правильно распределить между ними объем работы и, соответственно, создать доброжелательный микроклимат в коллективе. Отдавая распоряжения, имейте конкретное представление, какой результат хотите получить. Поэтому четко излагайте свои требования, объясняя при необходимости не только цель данной работы, но и пути ее достижения. Но, помогая подчиненным овладевать новыми навыками, ни в коем случае не перекладывайте их работу на свои плечи. Ваши старания никто не оценит, зато наверняка найдутся желающие злоупотребить чужой добротой. Не забывайте о главном принципе руководителя - соблюдать справедливость. Не бойтесь похвалить сотрудника, когда он того заслуживает, и сделать замечание (в корректной форме!), если он отнесся к своим обязанностям халатно. Когда главным принципом становится "разделяй и властвуй", менеджер обесценивается как руководитель. Помните, ваши неодобрительные слова и обидные замечания рано или поздно приведут к брожению в коллективе. И если у подчиненных "вдруг" снизится работоспособность... пеняйте только на себя. Ведь рыба, как известно, гниет с головы. Каким набором качеств должен обладать менеджер? Прежде всего, он должен быть коммуникабельным, а еще - деликатным, корректным. Командовать - ни в коем случае, повышать голос - тем более. Нужно руководить так, чтобы люди не ощущали, что ты пытаешься принудить их к чему-то. Форм общения может быть множество. Сегодня на рынке труда особой популярностью пользуются три профессии - менеджер по продажам, офис-менеджер и менеджер по персоналу. Пожалуй, самая ценная из них - менеджер по продажам (не путайте со специалистом по продажам, который является не кем иным, как обычным продавцом!). Процент женщин, занимающихся подобной деятельностью, достаточно велик. Особенно это касается менеджеров по продаже продуктов питания, косметики. (Предприятия, торгующие более "серьезным" товаром, отдают предпочтение мужчинам.) Требования к кандидатам в разных компаниях отличаются: возраст, как правило, 35-40 лет, образование - любое, хотя западные фирмы отдают предпочтение кандидатам с высшим образованием. Но при этом обязателен опыт продаж аналогичных товаров или услуг. Часто случается, что фирмы-конкуренты переманивают толкового менеджера к себе, а следом за ним переходят и его клиенты. А потому зарплату работодатель обещает такому специалисту немалую. Весьма ценится среди женщин профессия офис-менеджер. Требования к офис-менеджеру, в отличие от секретаря, гораздо выше (обязательно высшее образование, знание хотя бы одного иностранного языка, делового этикета, компьютерных программ), а работа - перспективнее и интереснее. В полномочия офис-менеджера помимо кадрового делопроизводства и организационной работы входит распределение рабочего времени сотрудников. Хотя, что греха таить, за офис-менеджером может быть закреплена и обязанность приготовления кофе для шефа. Еще одна актуальная профессия - менеджер по работе с персоналом. В его обязанности входит подбирать и аттестовывать работников, придумывать различные способы мотивации (премии, поощрения) и уметь разрешать конфликты внутри коллектива. Понятно, что претендент на эту должность обязан иметь высшее образование, причем желательно юридическое или психологическое (а лучше - и то, и другое), и владеть иностранными языками. Надо сказать, что работодатель оплачивает подобный набор знаний и умений весьма высоко. А желает видеть на месте менеджера людей старше 30. Потому что помимо профессиональных навыков такому специалисту необходим определенный жизненный опыт: никакое образование не научит понимать людей и разбираться в различных жизненных ситуациях.