ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
22.10.2003 18:39:31  Число россиян, страдающих амнезией, выросло за год в несколько раз

   
   Диагноз "амнезия" из года в год ставится медиками все чаще. Люди пропадают бесследно, а потом объявляются в чужом городе. Психиатры не могут объяснить, с чем связано увеличение количества таких пациентов. Да и помочь им они могут не всегда.
   - Они ничего не помнят из своей жизни, не узнают друзей и даже самых близких родственников, включая жен, детей и родителей. Память почти не возвращается к ним с годами, и только мучительные сны о странных опытах, которые проводились над ними, не дают спокойно спать по ночам, - сказала главный врач Рыбинской психиатрической больницы Татьяна Морозова. - Все это - готовый сценарий остросюжетного фильма, поверить в который трудно. Но только до тех пор, пока не столкнешься с этими людьми лично. Так было и со мной. Недавно в клинику поступил странный молодой человек. Складывалось ощущение, что память у него просто стерли, словно отформатировали компьютерную дискету. Парень называл себя Александром, производил впечатление образованного человека и по выговору был явно москвич.
   Объявился Александр в Рыбинске две недели назад. На железнодорожном вокзале он пришел в отделение милиции и рассказал дежурному удивительную историю своих приключений.
   Себя он помнит только последние два с половиной месяца, с тех пор как очнулся в какой-то комнате с решетками на окнах. Перед ним стояли три человека -- одна женщина и двое мужчин. Нерусские, возможно кавказцы. В этом доме он прожил несколько недель. "Тюремщики" держали его в отдельной комнате с санузлом и душем, не били, кормили от пуза шашлыком с пловом, но гулять не выпускали, а на все расспросы отвечали просто: "Тебе знать не обязательно". Если Александр проявлял нетерпение, ему тут же заламывали руки и вливали в рот какую-то зеленую жидкость. После чего он сразу засыпал. По утрам проводились осмотры. После чего молодого человека опять запирали в отдельную комнату и заставляли принимать какие-то лекарства.
   В один из дней кавказцы показали своему "гостю" его паспорт, назвали имя и дату рождения: 23 ноября 1977 года. Свою фамилию Александр, к сожалению, не расслышал.
   Бежать он пробовал три раза. Но всякий раз безрезультатно. Увенчалась успехом только четвертая попытка. "Тюремщики" забыли запереть дверь. Александр выскочил на улицу, перепрыгнул через забор и, осмотревшись, припустил в лес. Оказалось, что находился он в двухэтажном особняке, посреди небольшого дачного массива.
   После семи часов блужданий по лесу, он наконец вышел к железнодорожной станции, залез в товарный вагон и заснул. К обеду следующего дня злополучный путешественник вылез из вагона на пригородной станции Тихменево в 20 километрах от Рыбинска. Проголодавшись, он обратился за помощью к дежурной по вокзалу, которая отправила горемыку в Рыбинск, связавшись перед этим с милицией.
   На перроне Александра уже ждали. В отделении он рассказал все сотрудникам милиции. Те пообещали беглецу разобраться и... отправили его в следственный изолятор. Александр пробыл в СИЗО 10 суток. Уж больно подозрительным он показался следователю. Поначалу взволнованного незнакомца приняли за беглого преступника, который, прикидываясь больным, пытается избежать наказания за старые прегрешения. Но проверки по всем базам данных ничего не выявили. Личность молодого человека установить не удалось. Да и на преступника он не был похож. Пришлось отправить Александра в психиатрическую больницу.
   - В нашей практике не было подобных случаев, - говорит Татьяна Морозова. - Мы, конечно, наблюдали пациентов, у которых вследствие травмы или болезни наступали временные и эпизодические потери памяти. Но Александр - совсем другое дело. Он не помнит ничего. Он словно родился два с половиной месяца назад. Первые обследования показали, что наш подопечный не страдает никакими душевными заболеваниями. Но пока говорить о нем как о здоровом человеке нельзя. Потребуются более глубокие обследования. На данный момент ему поставлен диагноз - амнезический синдром.
   Александр пытается вспомнить некоторые названия и имена из своей старой жизни. Он говорит, что, возможно, служил в армии, причем где-то на севере. Ему близки названия: Савеловский рынок, Бирюлево и Москва. В голове постоянно вертятся какие-то смутные чертежи и схемы.
   - Связавшись с коллегами из Института психиатрии им. Сербского, мы с удивлением узнали, что в последние три-пять лет подобных пациентов становится все больше и больше, - говорит Татьяна Морозова. - Причем, все они образованные и благовоспитанные люди. После нескольких месяцев скитаний они объявляются вдали от дома, в другом городе, на вокзалах, в парке или в лесу. Кто-то говорит о странных опытах, другие совсем ничего не помнят. Возможно, над Александром и проводились эксперименты с использованием психотропных средств или глубокого гипноза. Вследствие чего и произошла полная потеря памяти. Но следов от инъекций на его теле не обнаружено. И точно утверждать ничего нельзя.
   По словам Морозовой, Александра в ближайшие дни направят в Москву в Институт имени Сербского. Там как раз сформирована группа врачей, работающих с такими людьми.
   За комментарием мы обратились к Галине Тюменковой, заведующей отделением неотложной психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского.
   - В последнее время действительно наблюдается рост числа людей, попадающих к врачам с диагнозом "диссоциативная амнезия", - рассказывает Галина Тюменкова. - Год назад у нас в центре был лишь один пациент с подобным диагнозом, а теперь - 10. Всего за это время через наше отделение прошли 13 человек. Эти больные прекрасно понимают все, что происходит вокруг них, но при этом себя не помнят. То есть не могут привести фактов из собственной биографии. Причины заболевания у них самые разные, но есть одна общая особенность - однажды они обнаруживают себя в незнакомом месте и понимают, что забыли, кто они и как здесь оказались.
   Как правило, такие пациенты, попадая в Центр социальной и судебной психиатрии имени Сербского, проходят медикаментозное лечение, обследование у нейропсихолога и баротерапию в отделении неотложной психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях. С ними работают и психотерапевты. Но, по словам Тюменковой, восстанавливать память пока что не удавалось.
   - Даже после встречи с родственниками, которым удавалось найти пропавшего члена семьи в нашем центре, люди, страдающие диссоциативной амнезией, не могли вспомнить свою биографию, - говорит Тюменкова. - Родственников они воспринимали как данность. Охотно верили в то, что это их родные люди, но не вспоминали их. Перед выпиской мы даем пациентам рекомендацию каждый год проходить обследование у нас.

ИА "Альянс Медиа" по материалам "Известия"

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"