23.10.2003 10:51:24Положительная репутация позволяет российским компаниям увеличить объемы продаж и снизить издержки производства
Деловая репутация - это как зачетка в университете: первые два года ты работаешь на нее, а потом всю остальную жизнь она работает на тебя. Причем иногда репутация фирмы стоит не меньше, чем ее материальные активы. К таким выводам пришли участники конференции "Деловая репутация: как это выглядит в России". А выглядит это несколько парадоксально. Согласно исследованию, проведенному журналом "Эксперт", в число наиболее уважаемых компаний 2003 года вошла такая неоднозначная в свете последних событий компания, как "ЮКОС". Более того, "ЮКОС" был признан компанией с наилучшей деловой репутацией в топливно-энергетическом комплексе. На конференции подчеркивалось, что деловая репутация - вещь вполне познаваемая и раскладываемая на составляющие. Эксперты, участвовавшие в исследовании, определили, что хорошая репутация складывается из этичных отношений с внешними и внутренними партнерами компании, эффективного менеджмента, качественной продукции и положительной репутации топ-менеджеров. В отличие от симпатии - безотчетного положительного отношения к компании. В результате исследования выяснилось, что самые сильные иррациональные чувства отечественные управленцы, аналитики, пиарщики и журналисты деловых изданий испытывают - к кому бы вы думали? - тоже к "ЮКОСу". Генеральный директор рейтингового агентства "Эксперт РА" Дмитрий Гришанков объяснил "Известиям" этот парадокс так: - У нас всегда гонимых любят. Этим и вызвана симпатия к "ЮКОСу". А то что его репутация не пострадала от неприятностей с Генпрокуратурой, объясняется тем, что действия, которые инкриминируют "ЮКОСу", в свое время совершали многие компании, и бизнес-сообщество не может осуждать за это. Положительная деловая репутация, доказывали многие участники конференции, это вполне материальный актив. Как свидетельствует опыт того же "ЮКОСа", доходность "проекта" по улучшению репутации компании составила около тысячи процентов. Более того, по словам Александра Локтева, положительная репутация позволяет увеличить объемы продаж и снизить издержки производства. Например, брать кредиты на более льготных условиях, не платить "наценку", подбирая себе сотрудников, и экономить на транспортировке нефти. - "ЛУКОЙЛ" пытался приобрести контрольный пакет литовской компании "Мажейкяй нафта", но литовские власти препятствовали этой сделке. Нам же удалось ее заключить благодаря нашей репутации, так что теперь мы можем экономить на транспортировке нефти в Восточной Европе, - сообщил Александр Локтев. Материальные преимущества этичного ведения бизнеса подтвердил и заместитель председателя правления мебельной компании "Шатура" Алекс Девалухофф. По его словам, это позволяет работать напрямую с крупными зарубежными партнерами, обеспечивает лоббирование интересов бизнеса общественным мнением, "притягивает" инвесторов. Правда, ради этого компании приходится полностью вести бизнес "по-белому", отказываться от партнеров, порядочность которых вызывает сомнения, тратиться на социальные проекты и принципиально не платить взятки чиновникам. Из-за этого даже разрешение на работу господину Девалухоффу, гражданину Франции, пришлось ждать 11 месяцев. А вот директор по информации и общественным связям компании "Илим Палп Энтерпрайз" Святослав Бычков считает высокую репутацию компании не только материальным, но и стратегическим ресурсом. - В России в условиях негарантированного права собственности и волюнтаризма отдельных чиновников публичность и доброе имя вашей компании могут стать ключевыми факторами защиты бизнеса. Может быть, с вами не станут связываться, опасаясь общественного резонанса. Было бы логично предположить, что создание положительной репутации - задача исключительно пиарщиков. Однако Марк Томпсон, партнер консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers UK, предостерег участников конференции от этого заблуждения. - Чистый пиар без совершенствования бизнеса - это просто обман, - заявил он. Исполнительный директор журнала "Эксперт" Андрей Шмаров, в свою очередь, призвал бизнесменов не вредить репутации своих компаний, отказываясь общаться с прессой. - Любое ваше "без комментариев" - это минус компании, потому что все, что остается без комментариев, будет самостоятельно интерпретировано теми, кто эти комментарии ищет, - сказал он.