Подарок как двуликий Янус - он может помочь наладить отношения с партнерами, а может подморозить их надолго. Хотя большая часть корпоративных подарков - это однородный поток, состоящий из коробок конфет, однотипных ежедневников и календарей, иногда в нем попадается кое-что любопытное. Запоминаются как раз необычные подарки и, соответственно, их дарители. Один из журналистов "Ведомостей" до сих пор с теплотой вспоминает шерстяные носки на кожаной подошве и бутылку глинтвейна, полученные от одного из банков к Новому году. Другой называет лучшим подарком вещмешок с алюминиевой кружкой, ложкой, ремнем, банкой кильки и бутылкой водки, присланный на 23 февраля аналитической компанией. У одной из сотрудниц газеты до сих пор висит дома подкова, выкованная сотрудниками одного из рекламных агентств. Но в погоне за оригинальностью легко потерять чувство меры. Среди спорных подарков журналисты назвали DVD с эротикой и комментарием, увязывающим голых женщин с рыночными успехами компании-дарителя, ручной вентилятор на батарейках, бензозаправочный пистолет, глиняную фигурку упитанного гаишника с глупой физиономией. Одна международная компания разослала к Новому году в качестве дополнения к подарку журнал Playboy с интервью ее глобального лидера. Чемпионом среди нелепых подарков можно признать живого гуся, подаренного на Новый год главе одной консалтинговой компании и с возмущением отосланного ею обратно. Впрочем, вполне возможно, что человек другого склада легко свернул бы гусю шею и зажарил его к праздничному столу. То есть нужно всего-то дать себе труд узнать, что за человек тот, кому выбираешь подарок, каких взглядов он придерживается и в какой среде варится. Скажем, журналистам "Ведомостей" возбраняется принимать презенты стоимостью выше $50, они должны возвращать их, даже рискуя обидеть дарителя. Но и "Ведомостям" однажды госчиновник вернул подарок, отправленный ему к празднику. Видимо, в его конторе сохранились правила, установленные для госслужащих еще в советские времена, - полный запрет на презенты. Сегодня диапазон политики компаний по поводу подарков широк - от полного запрета или детального регулирования до полной свободы. Чаще всего полагаются на здравый смысл сотрудников и оставляют им право самим решать, стоит за подарком попытка купить лояльность или нет. Если все это учесть, успех гарантирован. И это подтверждает практика. К примеру, гендиректор российского отделения крупной американской компании, заядлый лыжник, в качестве лучшего корпоративного подарка называет беговые лыжи, подаренные ему в день рождения. А самым дорогим подарком, который ему пришлось вернуть, было кольцо с крупным бриллиантом, преподнесенное партнерами с Востока. Но это было еще в советские времена. Партнеры, кстати, не обиделись, забирая презент. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Ведомости"