ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
13.01.2004 10:32:54  Бизнесу нужны лидеры нового типа, способные обеспечить быстрый рост экономики

   "Мы-то ладно - надо молодых двигать", - сказал в интервью "Эксперту" президент петербургского строительного холдинга ЛСР Андрей Молчанов. Президенту тридцать два, "молодыми" он называет директоров входящих в группу предприятий, многие из которых моложе его на пять-семь лет. Холдинг имеет многомиллионные обороты, растет более чем на 50% в год, занимает по разным позициям от 35 до 80% регионального рынка и останавливаться на достигнутом не намерен.
   Высокую миссию - обеспечить расцвет российской экономики в ближайшие годы - по идее, должны выполнять те, кто к настоящему моменту уже создал жизнеспособные и крупные компании. Казалось бы, кому как не им, успешно решившим задачу построения отдельно взятого бизнеса, переходить сейчас к следующему этапу - выстраивать более сложные и мощные комплексы, комбинации бизнесов, чтобы дать импульс к развитию уже не одной компании или предприятия, а целым отраслям?
   Правда, одних благих устремлений тут недостаточно. Для быстрого роста компаниям нужны очень крепкие и в то же время гибкие тылы. А это значит, что нынешние лидеры обязаны в обозримом будущем решить еще одну задачу: дать выразить себя новому поколению подчиненных - профессионалам, имеющим внутреннюю потребность работать не за страх, а за совесть, воспринимающим цели своей компании как свои собственные.
   Так вот, есть сомнения насчет того, что нынешние генералы от бизнеса готовы ринуться на взятие новых бастионов. Вместо этого многие из них, в отличие, скажем, от Андрея Молчанова, выказывают явные признаки усталости. Все чаще слышны разговоры о желании продать вполне успешный и перспективный бизнес, и разговоры не пустые - называются имена будущих покупателей, зачастую международных конкурентов, работающих на российском рынке. Иные, хотя и не собираются продавать компанию, но, не реализовав еще и наполовину потенциал ее роста, начинают искать себя совсем на другом поприще - в религии, метафизике, писательстве. Ну а те, кто лишен таланта жить в параллельных мирах, мучаются, сознавая: что-то в бизнесе можно и должно улучшить. Но вот что и как - понять не могут. Кто-то, правда, старается выжать сокровенное знание из консультантов, однако, получив совет, не всегда обнаруживает волю, чтобы воплотить его в жизнь.
   Усталость эта вроде бы понятна. Во-первых, крупным российским компаниям уже лет по десять. А если верить психологам и биологам, даже семилетие является критическим сроком для любой развивающейся системы. Во-вторых, лидерам первой волны отечественного бизнеса пришлось в свое время преодолевать колоссальное сопротивление среды: они худо-бедно, но сформировали внутри аморфной массы постсоветской экономики рыночные институты. В-третьих, они преодолевали не только внешнюю среду, но и себя: людям, выросшим вне рыночной культуры, даже элементарные правила управления бизнесом психологически принять было крайне трудно.
   Нынешние генералы от бизнеса выказывают явные признаки усталости. Все чаще слышны разговоры о продаже компаний, кто-то начинает искать себя в религии, метафизике, писательстве.
   Однако при всем уважении к заслугам предпринимателей первого поколения нельзя не сказать, что по-настоящему большого дела почти никто из них еще не создал. Живя в условиях глобальной экономики, невольно сопоставляешь себя с мировой элитой: и каждый раз оказывается, что наш крупный бизнес - это "их" средний, а то и мелкий. Достаточно взглянуть на список "Эксперта-200", и станет ясно, что большая часть наших ведущих компаний - 80% (!) - ниже планки полумиллиардных оборотов. Поэтому слово "конкурентоспособный" применительно к российским предприятиям можно использовать лишь до прихода на рынок крупных западных игроков.

ИА "Альянс Медиа" по материалам Эксперт

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"