ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
26.11.2003 11:02:32  Успешная карьера может стоить слишком дорого

   
   Цена, заплаченная человеком за успешную карьеру, может оказаться слишком высокой. Западные медики относят менеджеров всех уровней к группе риска по инфарктам, язве желудка, алкоголизму, психическим расстройствам и еще длинному списку заболеваний, причиной которых служат стрессы и профессиональные перегрузки, предупреждает консалтинговая компания BKG.
   По данным исследований американского Национального института проблем здоровья и профессиональной безопасности (NIOSH), в настоящее время более 35 млн. человек во всем мире, и среди них 5 млн. американцев, страдают клинической формой синдрома хронической усталости. Это заболевание было открыто в начале 1950-х годов и долгое время считалось неисследованной формой вирусной инфекции.
   В 1970-х - начале 1980-х годов некоторые медики обратили внимание на необъяснимую социальную избирательность нового вируса: до 75% заболевших относились к белым воротничкам или являлись членами их семей. В большей степени ему оказались подвержены представители творческих и хэлперских профессий, а также руководители компаний. По некоторым оценкам, у 60 - 70% из них наблюдаются те или иные симптомы хронической усталости. Хотя к единому мнению о природе и происхождении СХУ медики пока не пришли, ими была установлена прямая связь между стрессами на работе, профессиональными перегрузками и ростом числа больных. По данным NIOSH, основанным на опросах американских служащих, сильные стрессы на работе регулярно переживают от 29% до 40% из них.
   Еще одним малообъяснимым свойством нового синдрома оказалось его распространение в форме эпидемий, что в принципе несвойственно для психосоматических заболеваний. Если симптомы хронической усталости проявлялись у одного из сотрудников, то мог "заразиться" весь офис. "Никакой мистики здесь нет, - утверждает психолог Григорий Крамской, руководитель консультационного центра "Команда". - Чужой пример оказывается тем спусковым крючком, который выпускает наружу сдерживаемую реакцию на имеющие место в компании проблемы".
   Причиной "сгорания" персонала не всегда оказываются переработки из-за сверхурочных. Повышенная склонность к хронической усталости отмечается также в структурах с низкой культурой мотивации сотрудников и другими просчетами или недоработками в кадровой политике. В одной из компаний, которую консультировала Вероника Денисова, стрессогенным фактором, например, оказалась неоправданная ограниченность доступа персонала к внутренней информации. Из-за того, что сотрудники не имели сведений о результатах своей работы и своей причастности к успехам и поражениям компании, действующая система штрафов и премий воспринималась как игра слепых стихий.
   Рост числа профессиональных стрессов и связанных с ними заболеваний в последние годы многие психологи связывают с тотальной информатизацией и ускорением деловых процессов. "Если искать объективные причины "сгорания" руководителей, то в конечном счете все можно свести к скорости прохождения бухгалтерских платежек, - считает Вероника Денисова. - После повсеместного внедрения сетевых технологий объем информации, которую руководителю необходимо обработать в течение рабочего дня и принять на ее основе решение, возросло в 2,5 - 3 раза. Пропорционально возросли профессиональные требования, предъявляемые к менеджеру".
   Есть и другие объяснения. "Рост синдрома хронической усталости наблюдается в тех компаниях, где бизнес связан со страхом, где ведется постоянная борьба за реальную финансовую власть на рынке, и жизнь людей подвергается риску во всех смыслах, - утверждает психолог Михаил Лежепеков, основатель международного движения "Экология человека". - Если брать группы работников, то данный синдром наблюдается в тех из них, где люди несут реальную материальную ответственность: руководители фирм, главные бухгалтеры, коммерческие директора и т.д. Они чаще подвержены риску нарушить закон с целью извлечения максимальной прибыли, поэтому больше других испытывают страх перед наказанием".
   "Чтобы справиться с перегрузками, - объясняет врач-психотерапевт Олег Радюк, - организм включает стрессовую реакцию, которая открывает доступ к резервным запасам энергии. Какое-то время человек может успешно работать в таком режиме, это так называемая фаза резистентности (устойчивости), которая через определенный период может смениться фазой истощения". Путей выхода резервной энергии у человека, работающего в офисе, практически нет. "Уровень адреналина в стрессовой ситуации такой же, как если бы человек постоянно находился в опасной ситуации. Неизрасходованный "гормон драки" (так называют адреналин) всю свою мощь направляет на сердечную мышцу. Вот почему инфаркты стали обычным явлением среди бизнесменов", - продолжает Михаил Лежепеков.
   Одним из косвенных признаков скрытого переутомления персонала является так называемое офисное бешенство - взрывы немотивированной агрессии в коллективе. Так, по данным опроса британского кадрового агентства Pertemps, 50% служащих по меньшей мере раз в жизни переживали на работе состояние неконтролируемой ярости.
   Синдром профессионального "выгорания" только на первый взгляд кажется сугубо личной проблемой отдельного сотрудника. Психологи утверждают, что игнорирование проблемы стресса в кадровой политике может грозить значительными финансовыми потерями в рамках отдельной компании и непредсказуемыми социальными последствиями в масштабах бизнеса в целом. Согласно исследованиям группы My Voice, британские компании ежегодно теряют порядка 13 млн. фунтов стерлингов в форме выплат сотрудникам, пропустившим рабочие дни по болезням, причиной которых признаны профессиональные перегрузки. Исследования американского Бюро трудовой статистики (BLS) показывают, что работники американских компаний, которые постоянно испытывают стресс на работе, в среднем за год пропускают 20 рабочих дней по причине недомогания, что в 3 - 4 раза выше среднего показателя по отрасли.
   Потери компаний, зараженных хронической усталостью, складываются не только из лишних оплаченных отгулов. Отмечается резкое снижение качества и скорости работы персонала. Консультанты по human resource могут рассчитать время, объективно необходимое сотрудникам для выполнения того или иного задания, и после исследования обнаруживается, что сотрудники с симптомами хронической усталости тратят на эту работу в 10 - 15 раз больше времени.
   "Существует также понятие нереализованного преимущества, - рассказывает Григорий Крамской. - Довольно часто психологи-консультанты обнаруживают, что компания не может подняться выше среднего уровня не столько из-за неблагоприятной политической или экономической ситуации, сколько в силу психологических факторов: менеджеры "перегорели", у них не осталось сил и уверенности для нового рывка. Оценить в цифрах, сколько компания в таком случае теряет, трудно - она теряет будущее".
   Еще одним опасным следствием игнорирования проблемы хронической усталости может оказаться "сгорание" руководителя. В 2000 году журналисты гадали о причинах увольнения 53-летнего Джеймса Миллера - президента Mazda Motor. "У меня нет другого выхода, - сказал тогда менеджер, - в последние годы я работал ежедневно около 20 часов в сутки, и теперь мне пора на пенсию".
   В марте 2001 "сгорело" руководство телекоммуникационного гиганта Nortel: компанию покинул главный управляющий производственной деятельностью Кларенс Чандран - он ушел в отпуск по состоянию здоровья и не вернулся. С той же формулировкой чуть позже уволился СЕО Джон Рот. Хотя кадровый кризис был спровоцирован спадом в Интернет-бизнесе, его основной причиной считается депрессия, охватившая руководство, после того как пришлось сократить цифры в готовящемся к публикации прогнозе роста.
   Похожие симптомы наблюдались и у главы BMW Йоахима Мильберга в мае 2002, когда он принял решение покинуть должность. Предыдущий год под его руководством оказался для концерна крайне успешным, оборот BMW вырос на 14%. Но такие достижения потребовали от менеджера слишком больших усилий.
   Руководители "сгорают" иначе, чем рядовой персонал, - потеря интереса к работе, нервные срывы, проблемы со здоровьем в этой среде чаще всего оборотная сторона и предсказуемый исход трудоголизма. "Стрессу начальники подвержены в не меньшей степени, чем остальные сотрудники, - комментирует Григорий Крамской, - но возможностей разрядки у них меньше. Материальные стимулы и подарки себе, вроде нового автомобиля, радуют все меньше и меньше. Он уже съездил в Таиланд, уже покурил травки в Голландии. Горные лыжи, прыжки с парашютом - все уже испробовано и больше не снимает внутреннего напряжения".

ИА "Альянс Медиа"

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"