ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
12.12.2003 12:00:08  25% опрошенных россиян среднего возраста считают себя "господами"

Отечественные социологи, исследовавшие в этом году российское общество, пришли к интересному выводу: несмотря на то, что чуть ли не две трети населения страны по уровню своих доходов живут на грани бедности, около половины россиян склонны идентифицировать себя со средним классом. Показательно, что во время аналогичных исследований, проводившихся всего три года назад, к подобной оптимистичной самоидентификации было склонно в два раза меньшее число российских граждан. Опираясь на фундаментальные исследования, эксперты из социологического агентства "Столица Поволжья" решили провести более частный опрос, посвященный адаптации российских граждан к современным условиям жизни в России. Один из основополагающих вопросов исследования был посвящен выбору места работы. Интересно, что при ответе на вопрос, где бы вы хотели работать, позиции старшего поколения - от 40 до 55 лет и трудоспособной молодежи - от 18 до 25 оказались близки. Более 50% «старших» и 45% «младших» хотели бы работать в крупных фирмах, предприятиях и компаниях национального и транснационального масштаба. В то же время среди молодежи и людей среднего возраста - от 25 до 40 велика доля тех, кто готов заниматься собственным бизнесом. Около 50% людей среднего возраста готовы открыть свой бизнес, и половина из них считает себя «господами». В приверженности старому обращению «товарищ» признаются 33% опрошенных, 23% предпочитают обращение «гражданин», а примерно 25% хотят, чтобы их называли «господин». Преобладание «товарищей» социологи объясняют последствиями советского воспитания, из-за чего обраще- ние «господин» пока еще непривычно слуху российского человека. Впрочем, и здесь социологи отмечают существенные изменения. Десять лет назад обращение «товарищ» предпочитали более 70% опрошенных, тогда как к обращению «господин» оказывались не готовы даже очень состоятельные граждане. Примечательно, что еще десять лет назад доля тех, кто хотел бы иметь собственный бизнес, была даже ниже, чем доля тех, кто оказался вынужден им заниматься. Тогда ситуация была такой, что многие работники оборонных заводов, учителя и врачи, чтобы выжить, были вынуждены заниматься торговлей и становиться челноками. Сегодня уже около 30% населения готовы завести свое дело. На этом фоне не удивительно, что более 40% россиян считают, что деятельность предпринимателей и бизнесменов приносит пользу российской экономике, а потому требует благоприятного климата и поддержки от государства. По-новому российские граждане относятся и к расширению своего информационного пространства. Еще шесть-семь лет назад на вопрос, нужен ли вам Интернет, большинство опрашиваемых лишь пожимали плечами, так как не знали, что это такое. Сегодня уже 70 процентов молодежи и почти 30 процентов людей среднего возраста считают, что доступ к Интернету им необходим либо для работы, либо для получения информации. Отставание среднего и старшего поколения в отношении Интернета компенсируется у них необходимостью доступа к традиционным печатным СМИ - газетам и телевидению. Их считают необходимыми около 34% двух старших возрастных категорий, тогда как молодежь получает ту же информацию из Интернета. Главным итогом опроса социологи считают результаты ответа на вопрос «считаете ли вы себя состоявшимся человеком?» Согласно опросу, до 45% опрошенных отвечают на этот вопрос утвердительно. Еще четыре года назад эта цифра была меньше 30%, а десять лет назад не достигала и 20%.

На основании этого социологи утверждают, что за последние годы в сознании наших граждан произошли существенные изменения. С одной стороны, россияне расстаются с потребительским «совковым» взглядом на мир, когда социальные блага было принято ждать от государства. Все больше людей начинают рассчитывать на свои силы и полагают свою судьбу обустраивать самим. С другой, отмечается, что еще три года назад рост такой уверенности был бы невозможен. Лишь благодаря политической стабильности и экономическому росту последних лет у людей появилась реальная уверенность в собственном будущем и гарантия того, что социальные потрясения 90-х ушли в прошлое.

ИА "Альянс Медиа" по материалам "Молодость Сибири"


В блог / На сайтОтправить по e-mail
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"