19.01.2004 10:40:33Харизматические лидеры в российском бизнесе
Как известно, харизматический лидер - это тот, кому хочется подчиняться и подражать; тот, кто способен заряжать подчиненных энергией. Такие лидеры были во все времена: историки знают, что для многих смыслом жизни могла стать служба в молодые годы в "великой армии" Наполеона или минутное созерцание Троцкого на Красной площади. В бизнесе харизматическое лидерство оказалось востребовано в переходной России. Старая система принуждения уже не работала, а новая - основанная на регулярном ("американском") менеджменте - еще не была построена. Так что стимулом к эффективной работе могло стать только восхищение начальником-кумиром и желание быть причастным к его трудовому энтузиазму. Кроме того, потребность в лидерах-харизматиках диктовалась высокой степенью социальной неопределенности: люди искали защиты у тех, кто, казалось, сумел приспособиться к новой жизни. Проблема харизматического лидерства заключается в том, что рано или поздно в компанию приходят профессионалы, на которых такая харизма не действует. Поэтому сегодня, когда российские предприниматели хотели бы доверить бизнес таким людям, шансов на успех в рамках старой модели поведения у них практически нет. Во-первых, они не могут работать с людьми, близкими к ним по уровню амбиций, зачастую имеющими собственную достаточно сильную харизму. Кстати, по данным исследования RosExpert, между собственниками и наемными топ-менеджерами разворачивается конкурентная борьба за лидерство в организации. Поэтому первые постоянно ломают голову над тем, как контролировать вторых: регулярно "по-дружески" выведывают у старых сотрудников информацию об "истинном" положении в компании, отслеживают присутствие топ-менеджера на рабочем месте через секретаря. Бывает, что владелец в контракте с генеральным директором оговаривает практически круглосуточную мобильную связь, выдергивает того то из ванны, то из постели, чтобы обсудить очередную бизнес-идею. В итоге топ-менеджер зарабатывает нервный срыв, а владелец так и остается озабоченным "неуправляемостью" бизнеса. Во-вторых, харизматик привык считать, что креативные импульсы в организации исходят только от него, а задача всех остальных - лишь реализация его идей. Как следствие, ему комфортно руководить только теми сотрудниками, которые его явно обожают или, скажем, боятся. Тогда лидер уверен, что полностью управляет ситуацией. Ведь люди не возражают даже против вмешательства в их личную жизнь. "Что-то ты долго после развода замуж не выходишь. Подберу-ка я тебе жениха", - может сказать такой "отец родной" своему топ-менеджеру. Иная модель отношений вызывает у лидера подозрения, что его управленцы работают не в полную силу или руководствуются исключительно корыстными мотивами. Точка зрения, что менеджер занимается заведомо нетворческой работой в противоположность креативной деятельности предпринимателя, отражает реалии вчерашнего дня. В итоге пресловутая усталость нынешних лидеров оказывается следствием их же установок. Получается, что каждый из них до сих пор "везет воз" один. Наконец, у таких лидеров возникает вопрос: а до каких пор вообще имеет смысл его везти? И оказывается, что бизнес сам по себе не является для них уж очень большой жизненной ценностью. Скорее, он был средством для того, чтобы заработать много денег, занять подобающее положение в обществе. А теперь, когда в результате всевозможных "позиционных боев" это положение завоевано, компания более или менее стабильно работает и приносит прибыль, что же получается - заняться больше нечем?