СОГЛАСНО восточной философии человек, двигающийся по жизненной дороге, подобен экипажу. В этом символе сосредоточены четыре основные элемента здоровья. Повозка соответствует физическому телу, лошадь — эмоциям и желаниям, кучер олицетворяет ум и интеллект, а вожжи — это воля. Чтобы движение было успешным, человек должен постоянно заботиться о каждом элементе своего экипажа. Большая роль отводится повозке: она должна всегда содержаться в полном порядке, так как, если у телеги отвалится колесо, каким бы опытным ни был кучер, на такой телеге далеко не уедешь. Точно так же и физическое тело, с которым ассоциируется этот элемент, должно быть ухоженным и натренированным. Не менее важен второй элемент — лошадь, которая должна быть накормлена, подкована, объезжена, обучена и послушна. Когда соответствующая ей эмоциональная сфера бедна и ей не хватает драгоценного опыта переживаний и жизненных впечатлений — как со знаком плюс, так и со знаком минус, то у человека мало энергии, чтобы двигаться к намеченной цели и правильно реагировать на препятствия. Необъезженная дикая лошадь, которая шарахается из стороны в сторону, налетает на ямы и ухабы, быстро разрушит повозку. Потому и человек с необузданными эмоциями и неуправляемыми желаниями может растерять все свое, даже достаточно крепкое здоровье. Сохранность повозки зависит не только от ее крепости, но и от кучера, который должен быть образован, воспитан, аккуратен, внимателен и сосредоточен. Если ум-кучер склонен к духовно-психологическому сну, лени и апатии, ездок рискует забыть маршрут и сбиться с пути. В то же время неумный или лихой кучер может очень быстро разбить самую хорошую повозку, то есть самое крепкое тело. Не зря в народе говорят: «Дурная голова ногам покоя не дает». Наконец, вожжи, с помощью которых кучер может либо сдерживать, либо пришпоривать лошадь. Для успешного движения по жизненному пути они должны быть натянуты оптимально — не слишком слабо и не слишком сильно. В первом случае лошадь поведет экипаж сама — при этом доверие к страстям может привести к роковой ошибке. Во втором она может остановиться. И в том и в другом случае человек будет обречен на болезнь. Если следовать этому образу, то каждый из нас — пассажир. Так что, отправляясь в путь, обязательно проверьте, в порядке ли ваш экипаж? Нет ли конфликта между его звеньями? Чем больше согласия между телом, эмоциями, умом и волей, тем слаженнее действия экипажа, тем легче путь, тем ближе цель, к которой вы движетесь. Но есть еще один, пятый элемент, который играет, пожалуй, самую главную роль в этой конструкции: это некий невидимый господин, который едет в карете с задернутыми шторками. Внешне он вроде бы ничем себя не проявляет, но фактически именно он осуществляет скрытое управление движением экипажа. Если кучер грамотно ведет лошадь, господин не подает голоса. Он вмешивается в процесс лишь в критической ситуации: либо подсказывает сбившемуся с дороги кучеру, куда надо повернуть, либо приказывает ему подстегнуть лошадь, либо останавливает экипаж на краю пропасти. Этот господин — наше духовное начало, внутреннее «я». От него-то все и зависит. Если господин не даст благословения на ваше желание, каким бы отчетливым и страстным с чисто земной точки зрения оно ни было, ваш экипаж, выехавший из пункта А, никогда не приедет в пункт Б. Теперь попробуем представить, что экипаж налетел в темноте на телеграфный столб или столкнулся с другим экипажем. Тут многое зависит от готовности к удару. Кто заранее готов пропустить через себя определенную дозу болевых ощущений и не боится опасности, подготовлен лучше того, кто избегает боли и усилий. Хорошая телега не развалится и лошадь не взбрыкнет, если кучер будет правильно ею управлять. Самое плохое, если экипаж перестал слушаться своего господина, перестал понимать его команды и слышать его тонкие сигналы, посылаемые прежде всего в тех случаях, когда кучер или лошадь совершают явные ошибки: кривая не вывезет — даже не надейтесь. Бывает, человек от природы наделен хорошим здоровьем, но его неразумное расходование быстро приводит к плачевным результатам. А бывает наоборот: человек, имеющий не слишком хорошее здоровье, благодаря бережному отношению к нему и здоровому образу жизни может прожить до старости без болезней. Чтобы этого добиться, надо стремиться постоянно оздоравливать себя на всех четырех уровнях: физическом, эмоциональном, умственном и духовном.