10.02.2004 17:30:04В России выведут новый тип бизнесмена
Появление «Свода нравственных принципов» для бизнесменов свидетельствует о том, что российскому бизнесу требуется «этическое руководство». На прошедшей на прошлой неделе в Троице-Сергиевой Лавре Восьмом Всемирном русском народном соборе был представлен «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования» в России в условиях рыночной экономики. Документ был разработан представителями Русской Православной Церкви (РПЦ) и бизнес-сообщества (среди разработчиков «Свода» значатся Сергей Глазьев и экономист Владимир Мау). В качестве основы для него взяты десять библейских заповедей. По словам председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), подписание документа будет означать завершение изысканий РПЦ в области «экономики и морально-этических основ экономической деятельности в условиях рынка». А по мнению социологов, «Свод» покажет, сколько бизнесменов в действительности придерживаются четкой нравственной позиции. «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования» в России в условиях рыночной экономики представляет собой компиляцию из десяти библейских заповедей. Исходя из них, в документе трактуются такие явления, как неуплата налогов, богатство и прибыль. Например, неуплата налогов в «Своде» рассматривается как «хищение у сирот, стариков, инвалидов, других самых незащищенных людей», тогда как уплата их должна восприниматься в качестве «почетного дела, достойного благодарности общества». Аналогичным образом авторы документа трактуют национализацию и рекламу. В частности, «национализация частной собственности нравственно оправдана только тогда, когда ее (т. е. частной собственности. – RBC daily) использование заведомо противоречит интересам общества, угрожает безопасности и жизни людей». Оправданной считается «законная передача общественной собственности в частные руки, следствием чего должно быть реальное улучшение качества товаров и услуг, снижение цен, укрепление экономики». А реклама, вокруг которой в последнее время постоянно возникают скандалы, в том случае, если она содержит «откровенный обман, эксплуатирует половой инстинкт, побуждает человека к пьянству, курению, использует душевную незрелость детей и подростков, «должна считаться делом безнравственным и не поддерживаться предпринимательским сообществом». РПЦ впервые заявила о желании участвовать в вопросах развития отечественного бизнеса два года назад. Тогда на Седьмом Всемирном русском народном соборе была озвучена доктрина РПЦ о ее участии в жизни общества, а также начата работа по созданию морально-этических основ экономической деятельности в условиях рынка. «Православная церковь, отказывавшаяся обсуждать нравственную базу различных социальных институтов, до этого была индифферентна по отношению к происходящему в обществе, – сказал RBC daily сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин. – Интересно, что в Европе, в католических странах, в XIX-XX вв. капитализм также сталкивался с проблемой отсутствия ясной позиции церкви относительно социально-экономического развития. И развиваться он там начал только тогда, когда изменилась доктрина церкви и была обеспечена поддержка новых социальных институтов». По мнению г-на Дискина, до недавнего времени ситуация складывалась следующим образом: в России попросту не было институтов, которые бы взяли на себя лидерскую позицию в области этики, хотя, по сути, именно нравственный климат считается основой для социальных институтов, в том числе и экономики. «У нас действительно верующих бизнесменов в стране мало, – считает Иосиф Дискин. – Например, из тех, кто считает себя верующими, лишь 8% соблюдают необходимые каноны. А ведь, согласно исследованиям, о выздоровлении общества можно говорить, если 25 – 30% в нем занимают ясную нравственную позицию». Поэтому появление «Свода» многие специалисты оценивают как начало строительства нравственной основы для российского бизнеса. «В обществе могут существовать иные нормы, кроме законов, – сказал RBC daily директор Института социальной политики Анатолий Голов. – Это не значит, что их неисполнение будет караться, но если бизнесмены, обещавшие их придерживаться, не станут выполнять их, общество от них отвернется. Фактически речь идет о саморегулировании, но не в виде конкретной организации, вроде отраслевых союзов, а в общественной форме». По мнению г-на Голова, с принятием «Свода нравственных принципов» бизнес-сообщество начнет постепенно выстраивать нормы, что такое хорошо и плохо в бизнесе. Однако, на его взгляд, подобные правила, прежде всего, должны быть понятны потребителям. Впрочем, эксперты уверены: у идеи поделить всех коммерсантов на «чистых» и «нечистых» найдется немало противников. «Постиндустриальное общество подозрительно смотрит на религиозную деятельность, – сказал RBC daily Иосиф Дискин. – Это и есть одна из ключевых проблем российской модернизации. Но можно ли развиваться, не имея на то нравственного основания? А противниками «Свода» и РПЦ в роли лидера будут российские либералы, которые и не рассматривают вопросы бизнеса с этических позиций». Кроме того, по мнению Анатолия Голова, если дальше обычной декларации правил «Свода» дело не пойдет, никаких результатов его подписание не даст. «Нужно нарабатывать конкретные нормы, которые будут использоваться, – прокомментировал он. – Необходимы прецеденты». Впрочем, похоже, что новой инициативе готовы помочь парламентарии. Спикер Борис Грызлов пообещал содействие Госдумы «в развитии взаимодействия между РПЦ и государством», отметив, что взаимодействие светского и духовного институтов предоставит возможности «для успешного решения многих насущных проблем внутренней и внешней политики России».