15.06.2004 17:34:52Россияне уходят от реальной жизни
Исследовательская компания «Комкон» опубликовала на этой неделе результаты изучения психографической структуры аудиторий телеканалов. Согласно этому исследованию, чем меньше уровень благосостояния зрителей и чем менее они уверены в своем будущем, тем чаще они отдают предпочтение «официальным» каналам. В то же время даже небольшое изменение статуса влияет на выбор «кнопки». Так, категории обывателей и новаторов – людей практичных и, соответственно, стремящихся к престижу – чаще всего выбирают развлекательные каналы. Таким образом, становится очевидна тенденция, о которой социологи говорили еще год назад: россияне все больше тяготеют к тем телеканалам, которые позволяют им «отключиться» от реальной жизни. Нельзя исключать, что из-за этого вскоре возникнет необходимость изучать не просто популярность телеканалов, но и специфику их восприятия различными слоями населения. Данные исследования оказались довольно предсказуемыми. О том, что россияне хотят получать «ровную» информацию, можно было судить по результатам опроса Romir Monitoring, который проводился осенью прошлого года. У 39% респондентов из всех СМИ наибольшее доверие вызывало именно центральное телевидение, при этом оно значительно опередило прессу (8%) и радио (7%). 20% сообщили, что не доверяют ни одному из СМИ. По мнению специалистов, такой большой кредит доверия объясняется тем, что россияне готовы принимать официальную позицию государства по поводу происходящих событий, прекрасно осознавая, что она может существенно отличаться от реальной. Фактически речь шла о том, что происходящее вокруг все меньше волнует зрителей, которые попросту не хотят волноваться или сопереживать кому-то. Новый опрос исследовательской группы «Комкон» еще раз подтвердил это мнение, показав, насколько оно зависимо от социального статуса и уровня благосостояния человека. В частности, исследование показало, что «хронически» бедные и смирившиеся со своим состоянием (так называемые выживающие) телезрители чаще всего выбирают каналы «Культура» (20,8% из этой категории), «Россия» (19,6%) и Первый (19,2%). В то же время обыватели (практичные и самодостаточные люди) отдают предпочтение «России» (15,6%), СТС (15,5%) и Первому (15,4%). Картина меняется, когда исследование касается более обеспеченных слоев населения. Так, категория новаторов (энергичные, стремящиеся к престижу люди) выбирает каналы MTV (18,2%), «Спорт» (15,1%) и СТС (14%), а достигшие успеха (высокообеспеченные и преуспевающие респонденты) акцентируют свое внимание прежде всего на MTV (17%), на каналах «Спорт» (15,4%) и НТВ (13,3%). Как считают социологи, есть несколько причин для подобного расслоения среди телезрителей. «Для этого есть, во-первых, формальное обоснование. Каналы «Россия» и Первый – лидеры по техническому охвату аудитории, – сказал руководитель отдела медиаисследований исследовательского холдинга Romir Monitoring Андрей Дутов. – А канал «Культура» за прошедшие полтора года также сделал мощный рывок. Поэтому такие высокие показатели у каналов вполне объективны. Кроме того, существует категория зрителей, которые в силу материальных причин давно не обновляли свои телеприемники и не могут принимать большое число каналов». Однако это причины технические, а вот социальные и общественные, которые заставляют делать зрителей такой выбор, куда глубже. «Прослеживается тенденция, при которой часть телезрителей предпочитают получать информацию, не вызывающую у них беспокойства, – прокомментировал г-н Дутов. – В этом отношении несомненные лидеры – те же Первый, «Россия» и «Культура». Если у первых двух информационное вещание находится в согласии с властными структурами, то «Культура» – один из немногих каналов, который уходит от политики, а ядро его аудитории составляют представители интеллигенции». Особняком стоят лишь представители среднего класса. «Зрители, относящиеся к группе состоятельных, имеют отличную от других групп потребностную систему, – считает Андрей Дутов. –В силу этого их не устраивает официозное вещание, преимущественно информационное, основных федеральных каналов». Сходного мнения придерживается и главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. «Чем абстрактнее телевещание, не связанное с реальной жизнью, тем лучше, – сказал он. – Кроме того, на ситуацию влияет и устоявшееся представление о том, что первые два канала – это настоящая жизнь, которой нельзя увидеть, например, на местном телевидении». Стремление российских телезрителей к нейтральной информации г-н Дондурей называет желанием развлечься. «Я не вижу никого и ничего, что могло бы изменить сложившуюся ситуацию, – комментирует он. – Поскольку мы находимся в своего рода интеллектуальной ловушке». Таким образом, складывается ощущение, что россияне действительно все меньше воспринимают телевидение как источник информации, способной заинтересовать или подвигнуть на проявление каких-либо эмоций. «Существует тенденция к стремлению уйти в информационную нишу, которая может защитить от излишних отрицательных эмоций и беспокойства», – говорит Андрей Дутов. Однако он не считает, что эта тенденция может впоследствии стать ведущей. «Сейчас информационное поле находится в изменчивом состоянии, и до начала нового телесезона произойдет немало перемен, – прокомментировал он. – К тому же российские телезрители в целом ряде случаев остаются непредсказуемыми, что диктует необходимость исследования их настроений и специфики восприятия телевизионной трансляции». ИА "Альянс Медиа" по материалам RBC DAILY